Что такое школьная служба примирения
Что такое школьная служба примирения

Что такое школьная служба примирения

27.04.2021
Что такое школьная служба примирения
© depositphotos.com

Первые школьные службы примирения были созданы в начале 2000-х годов при поддержке Центра «Судебно-правовая реформа». Согласно данным, указанным на сайте школьные-службы-примирения.рф, в 2019 году в 24 регионах России насчитывалось более 1200 действующих служб примирения. Службы проводят не менее четырёх примирительных встреч в год. Их основная деятельность направлена на решение конфликтных ситуаций между учащимися, учителями и родителями, а также на профилактическую работу с деструктивным поведением, буллингом и правонарушениями несовершеннолетних.


О том, как научить подростков вести конструктивный диалог, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказал руководитель направления «Школьные службы примирения» Межрегионального общественного центра «Судебно-правовая реформа» Антон Коновалов.

 

– Что такое школьная служба примирения? В чём заключается её основная задача?


– Первая служба появилась 16 декабря 2000 года в школе №464 города Москвы. С тех пор работа всех служб примирения основывается на восстановительном подходе, когда ответственность за поиск конструктивного выхода из сложившейся ситуации передаётся сторонам конфликта. Все действия ими согласовываются, им предоставляется возможность самостоятельной реализации разработанного плана без понуканий, давления и угроз. Если ученик причинил другому какой-либо вред или совершил нарушение правил поведения, школа или правоохранительные органы прибегают к типичным реакциям: воспитательному воздействию, постановке на учёт, угрозам. Идея восстановительного правосудия заключается в том, чтобы обидчик был не наказан, а загладил причинённый жертве вред. Для этого должна быть организована встреча в безопасной для обеих сторон обстановке. При этом важно, чтобы виновный осознал, какой именно вред он причинил, исправил всё, насколько это возможно, самостоятельно, и приложил усилия для того, чтобы отношения с пострадавшей стороной были восстановлены и подобного больше не повторялось.


Такие программы проводятся только добровольно. В начале мы беседуем с родителями обидчика и пострадавшего. И, если каждая сторона согласна, тогда организовывается общая встреча. Важно понимать, что служба примирения — это не служба перевоспитания. Она помогает школьникам самостоятельно разобраться в ситуации без причинения насилия и вреда окружающим.


Восстановительный подход уходит своими корнями в семейные и общинные формы решения конфликтов у разных народов. Это, в частности, сельский сход, традиции примирения на Кавказе, «круг примирения» у индейцев, «семейные конференции» в Новой Зеландии. Во всех этих формах люди собирались вместе и «всем миром» искали решение. Мы в своей работе стараемся ориентироваться на традиции и опыт общинных форм, но при этом используем также знания и приёмы современной психологии, педагогики, юриспруденции.


– Как строится профилактическая работа с несовершеннолетними?


– Ученику, пострадавшему или обидчику, важно сохранить авторитет и вернуться в образовательный процесс. Сотрудникам службы примирения необходимо подготовить подростков и аккуратно передать им ответственность за решение конфликта. Однако необходимо также выстроить контакт между конфликтующими сторонами, между родителями и учителями, учителями и учениками, детьми и родителями, в зависимости от ситуации.


Школьные службы примирения – это иной способ реагирования на сложную социальную ситуацию. Не стоит путать их функции с функциями служб психологической или социально-педагогической направленности. В штате каждой службы всегда есть медиатор или ведущий восстановительной программы. Чаще всего им является либо социальный педагог, либо психолог, прошедшие подготовку в качестве ведущих восстановительных программ. Остальные участники службы – это сами школьники, которые также обучены и готовы помогать ровесникам в разрешении конфликтов, поскольку они лучше понимают друг друга и вызывают больше доверия, чем взрослые.


– Как происходит процесс внедрения Школьной службы примирения в структуру учебного заведения?


– В 2020 году Министерством Просвещения РФ были разработаны очередные «Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Пакет материалов для создания службы примирения (книги, видеоматериалы, исследования, научные статьи) доступны на сайте школьных служб примирения. Кроме того, любой желающий может самостоятельно обратиться к нам за помощью в создании службы в своём учебном заведении. В разных регионах мы проводим обучающие курсы по восстановительной медиации и организации служб примирения.



Вернуться к списку