Чужой среди своих. Почему подростки не хотят общаться со сверстниками?
Отношения подростков со сверстниками являются моделью их будущих социальных отношений с миром. Взаимодействие не только с близкими значимыми для ребёнка взрослыми, но и гармоничные отношения со сверстниками, позволяют ему познавать себя, стимулируют его психологическое развитие и оказывают влияние на формирование личностных установок и ценностей. О том, почему некоторые дети не проявляют интереса к коммуникации со сверстниками, и как преодолеть существующий барьер в общении, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала клинический психолог медицинского центра «Медси» Станислава Рётся.
– В чём кардинальное отличие типов взаимоотношений «подросток – подросток», «подросток – взрослый»?
– Главное отличие – в иерархии. Дело в том, что подростки находятся в одной социальной ситуации развития, их жизненная цель и возрастная задача на этот период так или иначе совпадают, что позволяет им общаться на равных. Когда мы говорим о типе взаимоотношений «подросток – взрослый», важно учитывать то, что взрослый человек априори находится в другой точке развития, он уже достиг того, к чему подросток только стремится.
– Почему некоторым детям неинтересно общаться со своими сверстниками, а комфортнее находиться в компании взрослых?
– Причин может быть несколько, выделим основные из них. Во-первых, взрослая личность кажется ребёнку зачастую более привлекательной, поскольку общение со старшими даёт им желаемое ощущение взрослости: «Я пока сам не могу водить автомобиль и не зарабатываю деньги, но меня принимают в свою компанию люди, которые всё это могут и умеют, а значит внутренне я тоже взрослый».
Во-вторых, к общению со взрослыми дети нередко стремятся, потому что в их обществе ощущают себя в безопасности. Когда не очень социализированного, замкнутого подростка не принимают ровесники (в особенности, если речь идёт о буллинге), он чувствует себя безопаснее в компании людей старшего возраста, которые могут быть более принимающими, понимающими, чуткими к его переживаниям и эмоциям.
В-третьих, к общению с более старшими людьми бывают склонны подростки, растущие в семье, где ими пренебрегают и/или используют жёсткие воспитательные меры. В других взрослых они ищут любовь, заботу и принятие, которые им не даёт собственная семья.
– Какие психологические особенности могут быть присущи таким подросткам? Означает ли это, что ребёнок более интеллектуально развит в сравнении со своими ровесниками?
– Если подросток не испытывает интереса к общению со сверстниками, это может говорить о том, что он не социализирован в достаточной, комфортной ему мере. Тогда, вероятнее всего, ему присущи такие особенности, как социальная неловкость и замкнутость. В этом случае он действительно может удовлетворять потребность в безопасности и комфорте, когда находится в обществе взрослых, которые проявляют уважение к его личности в отличие от ровесников.
Бывает и так, что ребёнок не хочет общаться со сверстниками, потому что он более интеллектуально развит в сравнении с ними, ему интереснее говорить со взрослыми на более серьёзные и глубокие темы. Как правило, так происходит, если в его семье поддерживается культ взрослости. У ребёнка закрепляется установка: «Детские увлечения не для меня, есть более важные вещи. Нужно быть серьёзным и умным».
Также делают выбор в пользу отношений со взрослыми, а не с ровесниками подростки, которые в силу сложившейся семейной ситуации недополучают внимания старших членов семьи. Контакт со взрослым может восполнять дефицит родительской заботы и любви.
– Насколько для детей важно преодолевать барьер в общении со сверстниками и почему?
– Важно, так как подростковый возраст – это период, когда человеку необходимо найти свою значимую группу, к которой он будет принадлежать, коллектив, где он будет чувствовать себя важным и нужным. Одной из основных задач подросткового возраста является интимно-личностное общение с другими людьми и, главным образом, со сверстниками. Ведь именно коммуницируя с ровесниками подростки учатся выстраивать взаимоотношения. Безусловно, со взрослыми им также важно взаимодействовать и не быть изолированными в принципе от какой-либо группы. Всё должно быть сбалансированно.
– Что родители и педагоги могут сделать для того, чтобы помочь подростку наладить коммуникацию с ровесниками?
– В первую очередь, взрослым важно убедиться в том, что они оказывают детям необходимые внимание и поддержку. Родительская фигура в любых взаимоотношениях подростков, в том числе с ровесниками, служит им внутренней опорой. Это работает так. Когда маленького ребёнка обижают другие ребята, он жалуется маме или папе, которые за него заступаются. По мере взросления, опора из внешней преобразовывается во внутреннюю, и подросток уже самостоятельно приобретает навыки выстраивания коммуникации со сверстниками. Сам знает, как за себя постоять в случае возникновения конфликта.
Со стороны взрослого, к которому тянется ребёнок, важно проявлять очень уважительное и заботливое наставничество. Бывает, что тренер в секции или преподаватель в школе становится для него авторитетом. В этом случае взрослому важно выстроить тёплые доверительные отношения с ребёнком и аккуратно направлять его на общение со сверстниками. Перед педагогом в данном случае встают две важнейшие задачи: собственным примером продемонстрировать окружающим сверстникам, как нужно относиться к этому подростку (если будет необходимость заступиться за него) и в ходе общения дать понять самому ребёнку, что он заслуживает заботы и уважительного отношения. Постепенно он примет такие установки и начнёт открываться окружающим.
Другие статьи по теме:
Окружение подростка: как создать положительную среду?
Подростковая замкнутость: как найти подход?