Проблема буллинга в подростковой среде и методы ее профилактики
Проблема буллинга в подростковой среде и методы ее профилактики

Проблема буллинга в подростковой среде и методы ее профилактики

27.11.2024
Проблема буллинга в подростковой среде и методы ее профилактики

Проблема межличностных взаимоотношений касается абсолютно всех индивидов вне зависимости от их принадлежности к той или иной возрастной группе. Однако особо острым этот вопрос становится в детском и юношеском возрасте, в котором подростки получают основы социального и коллективного взаимодействия, обучаясь в рамках одного учреждения. К сожалению, совершенно нормальные конфликтные ситуации в таких случаях нередко приобретают характер негативного доминирования одних детей над другими, что выражается в травле, оскорблениях, а порой и физическом насилии. В научной литературе это явление получило наименование «буллинг».


Буллинг (в пер. с англ. «травля») – это оскорбительное поведение в сторону одного из членов коллектива. Травля – это повторяющееся нежелательное агрессивное поведение одного учащегося в отношении другого, которое включает в себя виктимизацию школьников в результате физического и/или вербального агрессивного взаимодействия. Буллинг может включать в себя такие действия как словесные или письменные угрозы, изоляция кого-либо от группы, распускание слухов или физические нападения.


Существует три компонента буллинга, которые отличают его от других видов агрессивного взаимодействия со сверстниками:

1) травля является преднамеренной, то есть человек участвует в буллинге с намерением причинить вред другому человеку;

2) буллинг предполагает дисбаланс власти. По сути, агрессор должен быть физически, вербально или социально сильнее, высокостатуснее, чем жертва, чтобы ситуацию можно было считать травлей.

3) агрессивное поведение неоднократно повторяется.


В настоящее время используются различные основания для классификации буллинга. Но наиболее распространенной является классификация, основанная на типе насильственных действий. Выделяется социальный, вербальный и физический буллинг.


Социальный буллинг – это буллинг, который предполагает, что кого-то намеренно изолируют от деятельности группы.


Вербальный буллинг – это словесное насилие над человеком, включает в себя угрозы, оскорбления или неуважительные комментарии.


Физический буллинг – запугивание агрессивным отношением к человеку, то есть удары, толчки. В случае с подростком это могут быть подножки, пинки или порча одежды.


Описывая буллинг среди школьников подросткового возраста, нельзя утверждать, что в нем участвует только агрессор и жертва. В случае появления буллинга в группе, в него косвенно включены все обучающиеся. Они не только наблюдают этот процесс, но также могут и принять сторону жертвы или обидчика, попытаться повлиять на ситуацию или не вмешиваться вовсе. Типичная характеристика буллера – агрессия к сверстникам. Они импульсивны и стремятся к доминированию над другими, имеют положительное отношение к насилию, а также могут проявлять агрессию к взрослым. Мотивы буллинга могут быть совершенно разными. Например, желание заполучить более высокий статус в школе, получение от жертвы денег или ценных предметов, получение удовлетворения от насилия.


Профилактика буллинга – сложный процесс, начало которого связано с признанием проблемы наличия буллинга в подростковой среде. Профилактические мероприятия должны исходить сразу с двух сторон: от родителей и от взрослых, главенствующих в коллективах, в которых может развиться буллинг. Родителям рекомендуется объяснять детям следующие моменты:

•         любой конфликт требует разрешения;

•         не стоит скрывать что-либо от взрослых и в сложной ситуации нужно обратиться за помощью к человеку, которому доверяешь;

•         по возможности лучше не реагировать на нападки агрессора, который только и ждет ответной реакции, которая является его целью;

•         важно научиться себя защищать, не бояться дать отпор;

•         важно искать помощь в лице группы поддержки (в том числе сверстников), при которой агрессору будет труднее действовать;

•         необходимо научиться противостоять манипуляциям.


Также вопрос преодоления буллинга во многом зависит и от учителей, иных педагогов и представителей администрации учебных заведений, в которых находится ребенок. В частности, для этого могут быть применены следующие действия:

•         необходимо всегда реагировать на информацию о том, что кто-то из подопечных подвергается травле, унижению или физическому насилию;

•         всегда стоять на позиции о неприемлемости буллинга как формы поведения, принять активные меры для того, чтобы агрессор прекратил такое поведение, а наблюдатели либо сами пресекали действия агрессора, либо незамедлительно сообщали о них педагогу;

•         в обязательном порядке сообщать родителям ребенка или подростка, подвергшегося буллингу, о факте такого события и приглашать их на беседу с педагогом.


Чтобы понимать, подвергается ли ребенок или подросток буллингу или нет, педагог должен помнить основные признаки, по которым можно прямо или косвенно определить этот факт:

•         ребенок или подросток во время перерывов или свободного времени всегда находится отдельно от коллектива;

•         сторонится больших групп сверстников или других учеников;

•         возможен неопрятный внешний вид;

•         наличие ссадин, синяков;

•         резкая смена поведения (например, дисциплинированный ребенок или подросток резко стал постоянно опаздывать к началу занятий, а также подолгу задерживаться в классе или в здании учебного заведения после окончания уроков);

•         снижение успеваемости;

•         плохое настроение, подавленное психическое состояние;

•         отказ от близкого взаимодействия с конкретным учеником или их группой;

•         собрание учеников после школы неподалеку от нее, что может свидетельствовать об ожидании кого-либо;

•         поступление информации от родителей относительно каких-либо денежных сборов в школе, которых на самом деле нет, но на которые ребенок или подросток просит деньги.


Первоначально, факт буллинга должен быть донесен до руководства учебного заведения: директора или заместителя директора по учебно-воспитательной работе, желательно с его документированием. На первых этапах учитель или иной педагог, в чьем классе произошел акт буллинга, должен принять меры к тому, чтобы ликвидировать возникший конфликт в корне. В отдельных случаях будет достаточно простой беседы между жертвой и агрессором, чтобы понять мотивы возникшего конфликта и принять меры по его предотвращению в дальнейшем. Идеальный вариант подразумевает, что конфликт будет погашен на начальной стадии и в дальнейшем эпизодов такого поведения больше не повторится.


В тех же случаях, когда беседы оказалось недостаточно, начинает работу механизм более детальной работы с жертвой буллинга или ее инициатором. Происходит подключение психолога и социального педагога к разбору ситуации, а также родителей обоих детей или подростков. В процессе этой работы происходит выяснение следующих обстоятельств:

• предмета конфликта;

• кто стал инициатором буллинга;

• что конкретно послужило началом к проявлению буллинга;

• в чем проявлялся буллинг;

• каким образом можно решить возникший конфликт между детьми или подростками.


Соблюдение этого алгоритма является залогом здоровых отношений в коллективе и снижения числа проявлений травли, унижений или же физического насилия по отношению к другим его членам.


Таким образом, чтобы профилактические меры по предотвращению буллинга имели максимальную эффективность, необходимо, чтобы участие в этом принимали все лица, так или иначе причастные к агрессору и жертве, начиная с учителей, социальных педагогов и психологов, заканчивая активным участием родителей конфликтующих сторон.


Материал создан на основе статей Уваровой Л. Н. и Рысаевой А.М. «Буллинг в подростковой среде» и Зайцевой Н.А. «Буллинг в детской и подростковой среде».




Вернуться к списку