Кибербуллинг: невидимая угроза цифровой эпохи
В эпоху цифровизации естественным образом увеличился объем опосредованного коммуникативного взаимодействия между людьми, что в свою очередь повлекло как положительные, так и отрицательные последствия. Среди отрицательных последствий особого внимания заслуживают вопросы, касающиеся проявления различного рода киберагрессии. Одним из наиболее распространенных и получивших широкую огласку проявлений такой агрессии является кибербуллинг.
Кибербуллинг – это преднамеренные агрессивные действия, осуществляемые систематически на протяжении определенного времени группой или индивидом с использованием электронных форм взаимодействия и направленные против жертвы, которая не может себя защитить.
Согласно результатам опроса «Лаборатории Касперского», каждый десятый ребенок получал обидные сообщения в Интернете либо сталкивался с активной травлей в виде специально созданных для этого пабликов и чатов. О том, что в подобной ситуации оказывались их друзья и знакомые, сообщили 18 % детей.
Одной из новых угроз становится травля с использованием дипфейков – технологий синтеза медиаконтента с помощью алгоритмов искусственного интеллекта. Главная задача – заменить одного человека на другого в компрометирующем контенте. С кибербуллингом в форме создания дипфейков со своим участием столкнулись 1 % детей и 2 % взрослых, но с развитием ИИ проблема, вероятно, будет усугубляться[1].
Другой негативной тенденцией, связанной с киберагрессией в Сети, стала травля детей за контент, размещаемый их родителями. Взрослые делятся моментами из своей жизни и иногда не задумываются, что выкладывают материал, «подрывающий» имидж собственных детей, например, фотографии или видеозапись, на которых они запечатлены не самым удачным образом или не в самой удачной ситуации. Это может стать основанием для насмешек и оскорблений в их адрес.
Количество таких случаев выросло на 30 % за 2024 год и сейчас составляет 23 % от общего числа выявленных сетевых конфликтов. Об этом свидетельствуют данные мониторингового центра «Безопасность 2.0» Российского фонда мира.
Особенности буллинга в Сети
Кибербуллинг может быть реализован в любом цифровом пространстве, функционал которого предусматривает осуществление коммуникации – в социальных сетях, мессенджерах, онлайн-форумах, онлайн-играх и т. д. Проявлению данного явления наиболее часто способствуют:
– анонимность пользователей (сеть Интернет позволяет агрессору «прятать» свою личность, создавать фейковые аккаунты, что способствует снижению чувства ответственности за свои действия и усилению мнимого ощущения безнаказанности);
– простота, легкость распространения контента (обнародование различных материалов, например направленных на дискредитацию личности жертвы кибербуллинга, обладает потенциалом их массового размещения, в том числе посредством републикаций);
– недостаточность модерации (несообразный уровень контроля со стороны администрации позволяет лицу, реализующему враждебное поведение онлайн, продолжительное время оставаться безнаказанным).
Особенность кибербуллинга состоит в том, что он выходит далеко за пределы локальной среды взаимодействия (например, школы, секции и т. д.). Агрессорами могут быть люди из разных городов и стран, разных возрастов, при этом мишенью их действий чаще всего становятся дети.
Решать сообща
У детей еще не сформированы устойчивые механизмы психологической защиты, недостаточно жизненного опыта, критичности при восприятии самих себя и внешних обстоятельств, в связи с чем они особенно подвержены к деструктивному кибервоздействию.
Среди наиболее распространенных причин агрессивных проявлений в сети Интернет в отношении детей может быть их нестандартная внешность или манера общения, продемонстрированное ими инакомыслие (отличающиеся от большинства интересы, увлечения), чрезмерная онлайн-активность (что делает детей, часто публикующих те или иные материалы, заметными, «видимыми» для агрессоров).
Дети, ставшие жертвой кибербуллинга, зачастую могут скрывать это обстоятельство, опасаясь критики, осуждения, испытывая страх (что угроза агрессора найдет практическую реализацию или что родители ограничат доступ в онлайн-пространство из-за того, что случилось), стыд (детям нередко может казаться, что признание в том, что в их отношении реализуется киберагрессия, тождественно признанию собственной слабости), чувство беспомощности.
Опрос «Лаборатории Касперского» показывает, что половина детей, которые столкнулись с оскорблениями в Сети, пытались справиться с проблемой самостоятельно, 43 % – обратились за помощью к родителям. Взрослые стараются поддержать детей разными способами: 59 % родителей из тех, чьи дети обратились к ним за помощью, оказали им моральную поддержку, 53 % – посоветовали, как общаться с обидчиками, 33 % – обратились в школу, 24 % – сами разговаривали с агрессорами. Большинство (81 %) тех детей, которые обратились за помощью к родителям, признали, что это помогло им решить проблему – полностью или частично.
Говоря о последствиях кибертравли, 25 % родителей, к которым дети обращались за помощью, отмечали у них снижение самооценки, 21 % – сильный стресс, еще 21 % – замкнутость и уход в себя.
К сожалению, дети не всегда могут распознать, что явление, с которым они столкнулись, является кибербуллингом. В связи с этим взрослым особенно важно обращать внимание на типичные признаки, характерные для детей, столкнувшихся с травлей в сети Интернет:
1. Поведение резко меняется, отмечаются несвойственные поступки, высказывания, эмоциональные реакции.
2. Проявляется замкнутость: ребенок меньше общается, заметно переживает, при этом не поясняет причин своего переживания, не хочет ходить в образовательное учреждение, в кружки и секции.
3. Типичной эмоциональной реакцией на сообщения в смартфоне становится раздражение, ребенок начинает заметно нервничать, при этом препятствует возможности кому-либо, кроме него, прочесть эти сообщения.
4. Мессенджеры или страницы в социальных сетях могут удаляться, что сопровождается отказом от пояснительных комментариев либо обозначением причин, нерелевантных ситуации.
5. Ребенком описываются истории о травле «кого-то» в Интернете.
Необходимо обращать внимание на подобные изменения в поведении детей, разговаривать с ними о том, что их беспокоит, оказывать им поддержку, акцентировать их внимание на том, что, если в их отношении осуществляется травля, это не их вина и с этой проблемой они не должны справляться в одиночку.
Однако эти признаки стоит рассматривать в совокупности, чтобы тревожные родители не переживали, если ребенок стал немного более скрытным, что в целом является нормальным для подростков.
Лучшая защита – это проактивные действия
Наиболее эффективной превентивной мерой защиты от агрессивного поведения в Интернете со стороны третьих лиц является развитие навыка цифровой грамотности и развитие критичности собственного мышления. С практической точки зрения рекомендуется:
– настроить конфиденциальность своих аккаунтов и профилей на различных онлайн-платформах таким образом, чтобы ограничить возможность написания личных сообщений и комментариев с посторонних (в частности, фейковых) аккаунтов;
– проявить внимание к публикуемым о самом себе сведениям (в открытом доступе не должны быть размещены: домашний адрес, номер телефона, место учебы или работы, личные фотографии, особенно приватного характера – иначе все это может стать компрометирующими данными);
– в случае проявления киберагрессии в свой адрес не поддаваться на провокации, не вступать с агрессором в переписку и не реагировать на его попытки унизить, оскорбить, высмеять (агрессия может усилить агрессию), вместо этого сохранять дистанцию (буллер скорее всего отступит, не получив желаемой эмоциональной реакции от своей жертвы);
– сообщать о проявлениях кибербуллинга модераторам онлайн-платформ (жалоба поможет блокировать аккаунты нарушителей и остановить травлю, потенциально защитив тем самым других пользователей);
– повышать собственную осведомленность о кибербуллинге, цифровой этике и цифровой безопасности.
Кибербуллинг – серьезный вызов цифровой эпохи, с которым сталкивается множество пользователей сети Интернет, и это явление – не «проблема детей, особенно подростков», это сигнал для всех взрослых: важно понимать, как обезопасить не только себя, но и своих несовершеннолетних близких. Осведомленность, развитие цифровой грамотности, внимательность к друг к другу и готовность вовремя поддержать – базовые элементы профилактики разрушительного влияния интернет-агрессии.
Другие материалы по теме: https://cism-ms.ru/poleznye-materialy/kiberbulling-sredi-podrostkov-osnovnye-priznaki-i-rekomendatsii-dlya-roditeley
[1] * Данные опроса, который был проведен в 2024 году компанией Online Interviewer по заказу «Лаборатории Касперского» в России среди родителей и их детей школьного и дошкольного возраста. Всего опрошено 2 032 человека – взрослых и детей.