Как соцсети влияют на кругозор подростков?
Как соцсети влияют на кругозор подростков?

Как соцсети влияют на кругозор подростков?

20.04.2021
Как соцсети влияют на кругозор подростков?
© depositphotos.com

Для демонстрации контента социальные сети используют рекомендательные алгоритмы, которые могут искусственно создавать интерес к различным товарам и оказывать влияние на общественное мнение. Таким образом, пользователь теряет право выбора, а его кругозор сужается.


В обществе началась дискуссия о возможности отключать по желанию потребителей рекомендательные сервисы в соцсетях. Это позволит людям формировать свой информационный поток.


О том, насколько серьёзно соцсети способны влиять на мировоззрение подписчиков, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала клинический психолог, кандидат психологических наук Софья Тарасова.


– Как социальные сети влияют на формирование мышления у подростков?


– Мы живём во времена Всемирной паутины – Интернета. Социальные сети – его часть. И в наше время можно сказать, что пространство «схлопывается», происходящее за океаном (а не в соседнем доме) видно и слышно практически в реальном времени. Поэтому, в первую очередь, хочется сказать о «заразности» каких-либо идей, как хороших, так и плохих. Тема «заразности» и распространения, например, агрессии, изучается со времен появления телеграфа. Ещё на рубеже XIX-XX веков родилась фраза: «Эпидемия преступлений распространяется по линиям телеграфа». Хорошо известна «заразность» суицида, так называемый «эффект Мэрилин Монро». Смерть знаменитой актрисы вызвала 12-процентный рост самоубийств в США по сравнению с ожидаемым уровнем и 10-процентный рост в Великобритании. Однако распространять можно и хорошую информацию. В современных психологических исследованиях показан положительный эффект от онлайн-групп поддержки.


– Корректно ли считать, что подход соцсетей к выдаче контента сужает кругозор пользователей?


– Такой подход, в принципе, не способствует развитию, он способствует потреблению, неважно – информации или каких-либо других вещей. Здесь уместно задать вопросы: Вещи для нас или мы для вещей? Ведущий человек или ведомый?


– Возможно ли, что такой подход соцмедиа к демонстрации контента мешает полноценному развитию подростков?


– Парадокс, но сегодня возможно вроде бы читать, однако при этом совершенно не напрягая «извилины» головного мозга, переходя от одной рекламной ссылки к другой. Конечно, такое «чтение» ничего не формирует, ни к чему хорошему не ведёт. Тут нет личностной активности, самостоятельного выбора, а просто потребление информации без переработки её в самостоятельный контекст, эмоциональный и интеллектуальный результат. Если же человек не слепо потребляет, а целенаправленно ищет необходимую информацию, то здесь Интернет представляется как кладезь возможностей.


Что касается манипуляций с помощью контента, то они, безусловно, существуют и довольно тонкие. Например, «черный пиар» был всегда. К нему традиционно относят намеренное распространение слухов и ложной информации. К сожалению, технический прогресс сделал возможными манипуляции общественным мнением и в виртуальном пространстве. 


– Как развивать кругозор подростков, родившихся в эпоху цифровизации?


– Подросткам нужно показывать разное, а они должны учиться делать выбор. Нужно ненавязчиво создавать обогащённую среду: и реальную, и виртуальную. Лобные отделы головного мозга, отвечающие за выбор и самостоятельность человека, за умение принимать решения, активно развиваются в начальной школе. Надо позволять ребёнку ещё до подросткового возраста проявлять самостоятельность, давать ответственные задания, особенно это касается регулярных обязанностей. Не стоит забывать о единстве аффекта и интеллекта, то есть эмоций и ума. Ребёнку желательно увидеть, почувствовать результаты собственного выбора, собственных действий. Только в этом случае он научится делать выводы, таким образом формируется жизненный опыт.



Вернуться к списку