Мотивация и мотивы противоправного поведения подростков
Мотивация и мотивы противоправного поведения подростков

Мотивация и мотивы противоправного поведения подростков

16.08.2024
Мотивация и мотивы противоправного поведения подростков

Всякое правонарушение, совершенное несовершеннолетним, вне зависимости от его тяжести и последствий наносит вред обществу, деформирует его ключевые ценности. Ущерб от противоправной деятельности велик и включает не только финансовые издержки, но и социальные - высокий уровень противоправного поведения способствует росту социальной напряженности, стимулирует формирование социальных групп, считающих противоправное поведение нормой жизни и способом заработка.


Подростки, как наиболее сложная возрастная группа, характеризуются стремлением к эмансипации, демонстративности, коммуникацией с референтной группой сверстников. Не обладая социальным иммунитетом, возможностью сопротивления, высоким уровнем правовой культуры, они легко попадают под деструктивное влияние негативных лидеров криминальной направленности и с легкостью совершают не только правонарушения, но и преступления.


Выявление и изучение мотивации противоправного поведения подростков важно для верного выбора методов воспитательного воздействия на отдельных несовершеннолетних преступников и для решения более общих задач профилактики подростковой преступности.


Основной процент преступлений несовершеннолетних связан с тяжелым материальным положением, стремлением удовлетворить неотложные жизненно важные потребности. Для все большего числа российских подростков проблемой становится не только их будущее, а элементарное существование на уровне прожиточного минимума. Дает о себе знать и «эффект относительной материальной нужды», создающийся у подростков. Так, изучение мотивов, которыми руководствуются подростки с противоправным поведением, показывает, что в основе большинства из них лежит стремление добыть средства для удовлетворения своих возрастных или групповых интересов. С другой стороны, для правонарушителей-подростков характерно наличие интересов и потребностей, не присущих их ровесникам с правомерным поведением.


Потребности первых существенно завышены и не всегда соответствуют реальным возможностям их удовлетворения. Большинство из них не имеют собственных средств к существованию. Родители также не всегда могут обеспечить повышенные запросы подростков. Между тем у некоторой наиболее обеспеченной части подростков есть вещи, которые хотелось бы иметь другим подросткам, и это обстоятельство в сочетании с неспособностью противостоять соблазнам (волевой фактор) способно в ряде случаев подтолкнуть подростка к преступлению. При изучении мотивации и мотивов совершения корыстных преступлений у большинства подростков неизменно отмечается стремление к удовлетворению своих материальных потребностей.


Нужно учитывать, что свойственные подросткам повышенная эмоциональность, впечатлительность накладывают определенный отпечаток на мотивацию их противоправного поведения.


Значительная часть противоправных деяний, по мнению исследователей, совершается из озорства, неправильной оценки ситуации, стремления показать «мужские» черты характера, из следования чужому влиянию и т.п. Подростки могут совершить противоправный акт в силу желания продемонстрировать товарищам свою смелость, решительность.


Особенности мотивации противоправного поведения подростков состоят также в том, что свыше 3/4 преступлений заранее ими не готовятся: умысел совершить преступление возникает внезапно, под влиянием сложившейся ситуации. Вместе с тем агрессивность, озлобленность, ожесточенность, зависть становятся все более приметными чертами подростков, проявляющимися и по месту жительства, и в учебной микросреде.


Распространение противоправных деяний подростков подтверждает и динамика конкретных видов преступлений, их значительное увеличение, в том числе и в силу экономических трудностей, снижения жизненного уровня основной массы населения, утраты перспектив сохранения привычных материальных и бытовых условий.


В литературе отмечаются характерные для большинства впервые совершенных подростками преступлений импульсивность, отсутствие преднамеренности, слабый учет последствий, отличающие их от преступлений взрослых.


Многие противоправные деяния подростков совершаются на почве интереса, страсти к путешествиям, стремления к самоутверждению в группе, лжетоварищества, псевдоромантизма, престижнопотребительских интересов. У многих подростков искаженное представление о мужестве. Нередки случаи, когда подростки из ложно понятого чувства товарищества берут вину на себя за противоправные поступки, совершенные другими. При этом сотрудники правоохранительных органов, не обладая достаточной компетентностью в вопросах педагогики и психологии подростков, не всегда правильно оценивают и квалифицируют содеянное. Чаще всего подростки совершают преступления под влиянием импульса, в силу случайного стечения обстоятельств и других факторов, исключающих «злую волю».


Учитывая вышеизложенные обстоятельства, по мнению некоторых исследователей, подростки нередко совершают безмотивные преступления или преступления с неосознаваемыми мотивами. Неосознанные мотивы могут закрепиться в механизме поведения с детства. Унижения, жестокое обращение оставляют отпечаток на эмоциональной структуре личности и при определенных условиях порождают соответствующие формы поведения. Ряд ученых отмечают, что такому будто бы «безмотивному» поступку, который проявляется вовне, предшествует обычно длительное внутреннее созревание антисоциальной направленности личности подростка.


Выделяют мотивы двух уровней. Первый из них можно назвать предметным, поскольку он выполняет функции непосредственного удовлетворения лежащих на поверхности потребностей: например, убийство из мести, желание завладеть чужим имуществом и тем самым повысить собственное благосостояние. Второй уровень мотивов преступного поведения можно обозначить как смысловой, когда мотивация возникает, развивается и реализуется на бессознательном уровне. Ее содержанием является постоянное утверждение своего «Я», защита своего биологического и социального существования. Подросткам более, чем взрослым правонарушителям, свойствен второй уровень.


Духовный вакуум, в котором находятся современные подростки, и их правовая безграмотность ведут к немотивированному озорству и жестокости. Данные анкетирования подтверждают, что многие подростки, совершающие такие преступления, как «заведомо ложное сообщение об акте терроризма», «вандализм», «неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения» и т.п., ошибочно полагают, что ответственность за совершенное ими деяние будет возложена на родителей, которые, уплатив штраф, освободят их от несения наказания.


Для подростковой среды характерна и такая формулировка мотива противоправного поведения, как «неприязненные личные отношения». В основном именно по этой мотивации возникают драки между подростками и учащимися разных школ, хулиганство и, как следствие, наносится вред здоровью.


Новым является мотив «самосохранения и самозащиты». Подростки (по причине слабой социальной защиты) вынуждены сами пресекать совершаемые против них противоправные действия и поэтому нередко становятся субъектами преступных посягательств. Исследователи отмечают, что на вопрос «Чувствуете ли вы себя защищенными?» 58% подростков отвечают отрицательно. Из тех же, кто чувствует себя защищенными, некоторые просто ведут замкнутый образ жизни, надеются на свою силу, «крутых» друзей и старших братьев.


Исследования во многих регионах страны показали, что некоторые учебные заведения уже стали криминальной зоной. Высокий процент жертв насилия в школах связан с массовым вымогательством денег и других ценностей. Насилие, как правило, сопровождается угрозой применения холодного и огнестрельного оружия, газового пистолета или баллончика, металлических палок, цепей и других предметов. Среди подростков распространены чувства униженности, беззащитности перед теми, кто оскорбляет их честь и достоинство, ущемляет имущественные и иные интересы. На этом фоне формируются мотивы многих противоправных действий среди подростков.


Таким образом, для повышения уровня общей, нравственной и правовой зрелости подростков, которые еще не преступили закон, но могут это сделать, необходима интегративная работа родителей, педагогов, психологов, юристов, специалистов учреждений культуры. Их систематическая деятельность поможет несовершеннолетним не только сформировать нравственные ориентиры, но и воспитать патриотизм, ответственность и просоциальную поведенческую стратегию.


 

Материал создан на основе статей Мазеина А.В «Мотивация и мотивы противоправного поведения подростков» и Кулаковой С.А. «Первичная профилактика противоправного поведения подростков как инструмент превенции их деструктивной направленности».



Вернуться к списку