Как Интернет изменил коммуникативные способности подростков?
Согласно результатам исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья (HBSC)», проведённого ВОЗ, современные подростки стали меньше общаться с друзьями и родственниками в реальной жизни, их взаимоотношения ухудшились. Это связано с тем, что сегодня дети всё больше времени проводят в социальных сетях, виртуальное общение постепенно вытесняет реальное. Из-за этого социализация подростков в большей степени происходит в сети, им начинает казаться, что жить можно, не выходя за пределы интернет-пространства.
Как из-за стремительного развития цифровых технологий и непрерывного доступа к Интернету изменились коммуникативные способности подростков, рассказала сотрудникам АНО «ЦИСМ» кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики образования института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ, старший научный сотрудник ФГУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России Елена Бахадова.
– Какие особенности поведения можно выделить у современных подростков?
– Одной из отличительных особенностей можно назвать гипертрофированное «чувство взрослости». У подростков возникает ощущение, что они – независимые и эксперты практически во всех вопросах. Это объясняется тем, что современные дети родились в век Интернета, и их жизнь тесно связана с социальными сетями и интернет-платформами. Из-за постоянно присутствующей возможности «загуглить» всё, что нужно, у детей возникает ощущение, что они всё знают: от информации их отделяет один клик. Однако все эти знания лишь поверхностные.
Следующая особенность – клиповое мышление. Это гибкое, фрагментарное мышление, которое является некой защитой от большого потока информации. У современных подростков отсутствует инструментарий для того, чтобы корректно взаимодействовать с информацией, которую они отовсюду получают. Клиповое мышление, с одной стороны, защищает их, с другой – мешает полноценному восприятию. Человек с такой формой мышления воспринимает информацию через картинки, анимацию, при этом ему трудно работать с большими текстами и объёмными материалами. Это обедняет его мыслительные функции.
– Как вовлечённость в Интернет и социальные сети изменила коммуникативные модели подростков?
– Если говорить о взаимодействии подростка со взрослыми, то сегодня дети стали меньше общаться с родителями. Это происходит во многом из-за ощущения независимости и всезнания. Разрыв интересов и проблема «отцов и детей» усугубляются различием опыта в реальной и виртуальной жизни. Кроме того, многие подростки вполне удовлетворены общением в социальных сетях, им кажется, что там их лучше понимают.
Если же говорить о взаимодействии подростков друг с другом, сегодня их основное общение происходит в Интернете. Из-за этого оно стало обрывистым, стремительным, без полного погружения в диалог. Современные дети постоянно нуждаются в самопрезентации. Безусловно, выстраивание «образа-Я» – важный аспект взросления. Однако в сети подросток может создать несколько идеальных образов, которым в реальности ему будет трудно соответствовать.
– Можно ли считать современную молодёжь «поколением интровертов»?
– Отказ людей от реального общения в пользу виртуального не является признаком интроверсии. Подростки из-за страха нового опыта прячутся в виртуальную среду, вынужденно избегают реального контакта с людьми. В социальных сетях им проще быть теми, кем они хотят, соответствовать своим внутренним идеалам. Однако это не означает, что они интроверты. У них есть большая потребность в межличностном взаимодействии, но им проще делать это в интернет-пространстве.
– Как часто у детей и подростков наблюдаются проблемы с социализацией?
– Мы можем говорить о двух путях социализации: в интернет-пространстве и в обществе реальных людей. Из-за этого наблюдается её расщепление. В идеале такого быть не должно. Человек должен реализовываться и проявлять себя осознанно и полноценно как в реальном, так и в цифровом пространстве. Сегодня многие подростки увереннее чувствуют себя в сети, чем в офлайне. Это проблема.