Ответственность vs гиперответственность. В чём разница?
Согласно опросу EdTech-компании Think24, больше 50% старшеклассников стремятся делать всё идеально и расстраиваются из-за совершаемых ими ошибок. Педагог-психолог 1-ой квалификационной категории школы №1576 г. Москва, психолог-консультант, супервизор Александр Кузнецов рассказал сотрудникам АНО «ЦИСМ» о том, стоит ли воспринимать подростковую гиперответственность как проблему и в чём заключается её существенное отличие от ответственности.
– В чём заключается отличие развитой у ребёнка ответственности от гиперответственности?
– Ответственность эквивалентна некоей форме саморегуляции, при которой подросток осознаёт причины совершаемых им поступков, думает о возможных последствиях, осуществляя таким образом самоконтроль. Т.е. когда родители просят ребёнка взять на себя какую-то обязанность, он чётко понимает, что за выполнение или невыполнение этой просьбы последует поощрение или наоборот, и начинает действовать в соответствии с желаемым результатом. Можно, конечно, говорить и о более высоком уровне мотивации, например, о стремлении детей помочь своим родителям, проявить заботу о них: «маме будет легче, если я сделаю это».
Гиперответственность как термин не выделяется отдельно в психологической литературе, однако под ним можно понимать состояние чрезмерной ответственности, которое негативно сказывается на самоощущении подростка. Одним из проявлений гиперответственности может быть перфекционизм при выполнении уроков. К примеру, когда дети не просто выполняют все задания без пропусков, а берут на себя чрезмерную ответственность за то, на каком уровне они должны быть выполнены. Могут часами сидеть за учебниками, старясь сделать всё так, чтобы нельзя было придраться, а если что-то не получается, сильно расстраиваются.
Таким образом, главное существенное отличие заключается в том, что ответственность как черта свойственна зрелой осознанной личности и является вполне естественной для каждого человека, гиперответственность – это всё-таки приобретённая форма саморегуляции.
– Как дети становятся гиперответственными, что влияет на приобретение ими этой черты? Связано ли это с наличием синдрома отличника у подростков?
– Важно понимать, что на всех людей без исключения оказывает влияние социум, в котором они существуют, в особенности это касается детей и подростков. Маленький ребёнок, безусловно, перенимает формы саморегуляции, присущие референтным (значимым) взрослым. Их слова, действия, поведение в целом оказывают сильное воздействие на развитие его личности. Т.е. из «ответственности» в «гиперответственность» подросток, конечно, может перейти сам, но вероятнее всего это произойдет под влиянием ближайшего значимого взрослого окружения. Это работает так: дети видят пример гиперответственного отношения извне на примере родителей и педагогов, запоминают присущие им формы поведения, которые со временем закрепляются в детской психике.
Синдром отличника является одним из проявлений гиперответственности. У них одно общее основание – беспокойство, тревога (переживание за то, что что-то пойдёт не так) и желание контролировать. Ведь, наличие гиперответственности, как правило, указывает на то, что мир кажется человеку настолько нестабильным и пугающим, что он хватается за массу новых дел, пытаясь их самостоятельно проконтролировать, чтобы почувствовать себя спокойнее. Синдром отличника о том же самом, только с конкретной установкой, связанной с оценками: «я должен учиться на все пятерки, чтобы всё было хорошо».
– Стоит ли воспринимать гиперответственность исключительно как проблему? Каковы минусы и плюсы наличия этого качества у детей?
– Практически всё с приставкой гипер, всё, поднятое до абсолюта, имеет негативный подтекст. Поэтому гиперответственное отношение детей и подростков к жизни, конечно, является проблемой, которую можно и нужно решать.
На самом деле, у «ответственности» и «гиперответственности» плюсы одинаковые. И один, и другой ребёнок стремится выполнять свою работу качественно, контролирует многие происходящие в жизни процессы, является надёжным и определённо заслуживает доверия.
Подмечая минусы, стоит сказать о том, что гиперответственные подростки переживают и стремятся контролировать всё, включая то, что им неподвластно – чувства и эмоции других людей. Они не понимают, что не должны быть в ответе за чужие поступки. Также таким детям сложнее здраво оценивать количество задач, которое они могут выполнить без вреда для своего физического и психического здоровья. В связи с чем, они на регулярной основе перегружают себя, а потом чувствуют тревогу и беспокойство.
Нередко гиперответственным подросткам оказываются присущи безотказность и стремление помогать окружающим, когда к ним обращаются с любой даже самой незначительной просьбой. Они редко говорят «нет» и испытывают сильное чувство вины, если всё-таки по какой-то причине отказали.
– Как родителям и педагогам не допустить развитие у детей подобного отношения к жизни? Что делать подросткам и их родителям, которые столкнулись с проявлением гиперответственности?
– Конечно, нужно снимать чрезмерность и перебор в ответственном отношении, избавляться от приставки гипер. Но важно делать это постепенно и быть в честном открытом диалоге с ребёнком. Если снять с него разом всю ответственность, это отразится на нём негативно, спровоцирует проявление пассивности и апатичности, то есть необходимо соблюсти баланс.
Допустим, вы заметили, что подросток проявляет чрезмерно ответственное отношение к учёбе, хобби, домашним обязанностям. Попробуйте выяснить, испытывает ли он из-за этого дискомфорт, подсветить его. Взрослому стоит открыто обсуждать с подростком переживание по поводу ответственности, которую он на себя взял и с которой не может справиться. Нужно относиться к ребёнку эмпатично, сопереживать ему и во всём поддерживать его.
Когда причина беспокойства прояснится, попробуйте совместными усилиями простроить дальнейший план действий. Можно сказать ему: «Мне нравится, что ты хочешь помогать другим людям, что ты стремишься хорошо учиться, для меня это ценно! Но я вижу, что тебе тяжело. Давай подумаем, как мы с тобой можем это решить». Таким образом, стоит вместе разобраться в том, как изменить собственную поведенческую историю подростка – понять, что позволит ему почувствовать себя комфортнее, здраво оценить свои силы и ограничить круг обязанностей. И в то же время снизить внешнее давление, создать условия, в которых не будет активно развиваться его гиперответственность. Так, если ребёнок говорит, что с усердием делает уроки, потому что боится, что учитель будет на него ругаться, вы можете поговорить с педагогом и попробовать договориться с ним о других формах контроля или поощрения.
Ну а для того, чтобы в целом не допустить развития у современного молодого поколения чрезмерно ответственного отношения к жизни, взрослым необходимо изначально учить детей определять границы своей ответственности. Именно родителю предстоит донести до ребёнка мысль о том, что он не может и не должен быть в ответе за всё и за всех. Взрослым следует давать детям реально выполнимый объём задач, не перетруждать их.
– С какими деструктивными проявлениями, в том числе в цифровом пространстве, мы сегодня сталкиваемся из-за развитой гиперответственности у детей? Какие профилактические действия можно предпринять?
– Безусловно, гиперответственность влияет на личность подростка в целом и находит отражение во всех сферах его жизни, включая пребывание в цифровом пространстве. В сети она проявляется, в тот момент, когда ребёнок начинает брать на себя ответственность за эмоциональное состояние своих виртуальных друзей, с которыми общается в интернете.
Также мы можем наблюдать данную форму саморегуляции в онлайн-играх, в особенности, если речь идёт о наличии соревновательного момента. Детям нередко хочется, чтобы в игре события развивались под их контролем, и они очень расстраиваются, когда что-то идёт не по плану, начинают винить себя или других участников игрового процесса в своих неудачах.
Гиперответственность в цифровом пространстве может ярко проявляться в подростковых блогах. Когда ответственные ребята решаются на ведение страниц сообществ, каналов, личных блогов, они не всегда объективно оценивают свои силы и могут уходить в чрезмерность. Зачастую берут на себя слишком много задач – самостоятельно снимают, пишут, монтируют, занимаются продвижением, стараются делать это исключительно качественно, вследствие чего и усиливается тревожность.
Самое важное, что могут сделать взрослые – говорить со своими детьми, в том числе и о том, что беспокоит их в виртуале. Важно понимать, что они уже играют в онлайн-игру, уже ведут свою страничку и уже переписываются с друзьями. Мы не должны запрещать им это делать, но можем честно и открыто поговорить, поддержать и попробовать вместе решить возникающие проблемы.
Другие статьи по теме:
Как помочь подростку справиться с тревожностью?
Как развивать осознанность у подростков?