Как деструктивный контент влияет на поведение подростков?
В настоящее время информационно-телекоммуникационное пространство является неотъемлемой частью жизни, компенсируя дефицит общения и дополняя нашу реальность. С одной стороны, интернет предоставляет безграничное количество возможностей – развлекательных и образовательных. А с другой стороны, бесконтрольное распространение деструктивного контента и преступности в интернете представляют большую опасность, в особенности для несовершеннолетних. Неустойчивая психика, импульсивность, эмоциональность, отсутствие жизненного опыта у детей зачастую исключают возможность критически оценить поступающую информацию, что обуславливает их подверженность внешнему негативному влиянию или информационному воздействию.
Понятие «информационное воздействие», традиционно характеризуемое как «мягкая сила», может быть определено как целенаправленное распространение (продвижение, блокировка и/или селекция) информации с целью внедрения в общественное сознание определенных ценностей и стандартов, правил и норм поведения.
В силу особенностей развития психики, подростки являются наиболее уязвимой аудиторией для информационного воздействия. Деструктивное влияние информационного пространства направлено на формирование у несовершеннолетних негативных установок и искаженных ценностей.
К негативным последствиям информационного воздействия можно отнести суицид подростков, входивших в печально известные «группы смерти», участие подростков в экстремистских и террористических организациях, в несанкционированных протестных акциях. Все это подтверждает опасность влияния деструктивного контента социальных сетей на рост агрессивных и радикальных настроений среди подрастающего поколения.
Согласно исследованиям А.М. Столяренко, Н.В. Сердюк, В.В. Вахниной, Л.Л. Грищенко и О.М. Боевой, современные средства коммуникации, поисковики и социальные сети могут быть использованы для манипулирования общественным мнением. Для достижения этих целей порой достаточно откровенного вымысла, главное, чтобы он затрагивал людей на эмоциональном уровне. Технологии информационного воздействия реализуются не только на уровне сознания, но и на подсознательном уровне, позволяя дезориентировать отдельного человека или целые социальные группы в происходящих событиях, незаметно управлять их поведением.
Среди особенностей современного информационно-психологического воздействия исследователи выделяют:
-
Экономичность – решение поставленных задач требует привлечения минимального количества персонала и материальных средств;
-
Интерактивность – обеспечивается активным взаимодействием пользователя с интернет-средой посредством гиперссылок, механизмов контекстного поиска и так далее;
-
Скрытность источника воздействия – обеспечивается возможной анонимностью пользователей, особенно, когда речь идет об информационных «вбросах»;
-
Дистанционный характер интеракций и информационно-психологического воздействия в целом;
-
Масштабность возможных последствий – подтверждением этой особенности являются общеизвестные факты массовых протестов, акций гражданского неповиновения в отдельных регионах или целых странах;
-
Возможность обратной связи, недоступной при использовании традиционных СМИ, в форме комментариев пользователей, «лайков», «репостов»;
-
Доступность информации в системе глобального поиска, минуя пограничные, цензурные и иные барьеры;
-
Комплексность подачи информации и ее восприятие на основе широкого использования мультимедийного контента оказывает на аудиторию дополнительное эмоциональное и психологическое воздействие.
В отсутствие грамотного сопровождения подростки не способны самостоятельно адаптироваться к современному информационно-коммуникативному социуму, что приводит к трансформации моральных и нравственных установок и может в дальнейшем привести к формированию агрессивной модели поведения и, как следствие, росту числа детей с различными формами социальной дезадаптации и девиантного поведения.
Среди индивидуально-психологических характеристик личности несовершеннолетнего, наиболее чувствительной к влиянию цифрового информационного пространства и социальных сетей, можно отнести повышенную эмоциональность, импульсивность, внутреннюю конфликтность, незрелость социально-психологических установок, неустойчивую идентичность, сопровождаемую выраженным поиском себя, нетерпимость и амбициозность.
К числу особенностей несовершеннолетних, повышающих риски возникновения радикальных установок и вовлечения в противоправную деятельность в цифровом пространстве, можно отнести также повышенную внушаемость, некритичность восприятия, склонность безусловно принимать мнения, доминирующие в значимых для них группах, основанную на потребности в принятии значимыми в данный возрастной период сверстниками. Эти характеристики приводят с одной стороны к выраженной внутренней тревожности и зависимости от «неуспеха» в общении со сверстниками, сверхчувствительности к неодобрению, критике, с другой – к внешнему безразличию к мнению других.
Если процесс социального взаимодействия с реальным социальным окружением (семья, сверстники, учителя) оказывается неэффективным и эмоционально негативно окрашенным, а попытки уменьшить личностную тревожность не приводят к формированию защитных механизмов, то возникает особая социальная ситуация развития для личности подростка. Ситуация проявляется в сочетании двух разнонаправленных тенденций: с одной стороны – в стремлении к избеганию людей, с другой – в потребности к самоутверждению, подчинению себе других, навязыванию им свей воли.
Важно отметить, что психика несовершеннолетнего в такой ситуации максимально предрасположена к различного рода внешним воздействиям. Любые манипуляции (т.е. информация, поданная в директивной форме), откладываются в подсознании, а через некоторое время начинают оказывать влияние на сознание человека.
Установлено, что действия несовершеннолетних в цифровом информационном пространстве обладают рядом психологических особенностей:
– устранение материальной составляющей взаимодействия и виртуализация психологического содержания взаимосвязей ведет к восприятию собственных действий как не несущих «серьезных» последствий;
– уход от реальности, подмена истинного мира ложным является результатом психологической защиты, основанной на искажении реальности, посредством такой защиты объект воздействия информационного цифрового пространства стремится оправдать собственные действия;
– психике несовершеннолетних могут быть свойственны определенные комплексы и фобии, заниженная самооценка, неуверенность в собственных силах (внешности, знаниях, социальном статусе и т. д.), создающие препятствия полноценному общению со сверстниками вне виртуального пространства; цифровая среда обеспечивает снятие этих барьеров и оказывается наиболее комфортной, предпочтительней;
– незрелость мышления как следствие недостаточного опыта и знаний, склонность к подражанию, определенная податливость отрицательным влияниям микросреды сочетается у подростков с высоким уровнем интеллекта и компетентности в отношении знаний о механизмах работы «цифровой среды»; положительное подкрепление в случае успеха ведет к последующему совершению преступлений;
– это приводит к нивелированию и замещению социальных норм, снижению критичности, развитию ощущения безнаказанности, вседозволенности, формированию деструктивного поведения и специфической субкультуры, а также деформациям правосознания.
Проблема вовлечения несовершеннолетних в деструктивные группы является глобальной и требует применения действенных мер. А понимание психологических особенностей формирования личности несовершеннолетнего в условиях деструктивного информационного воздействия поможет прогнозированию поведения подростков в различных ситуациях риска и выделению мишеней воздействия со стороны экстремистских организаций, деструктивных культов, опасных групп и сообществ, а также позволит определить основные направления совершенствования воспитательной работы с подростками.
Материал взят из статьи Федосеевой О. И. и Мусиной Н. И. МОЛОДЕЖЬ КАК ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА ДЕСТРУКТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ