Критическое мышление – главный навык XXI века

Критическое мышление – главный навык XXI века

22.03.2021
Критическое мышление – главный навык XXI века
© depositphotos.com

По данным ВЦИОМ, более половины россиян – активные пользователи телевидения и Интернета: они смотрят телевизор и находятся в сети не реже нескольких раз в неделю (53%). Вторая по объёму группа – люди, которые пользуются Интернетом, но не смотрят телевизор – 28%. С 2018 года их доля увеличилась. Выбор в пользу Интернета характерен для молодёжи.


Определить достоверные сообщения в растущем потоке информации становится всё сложнее. О том, как сформировать критический подход к оценке контента, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказал профессор факультета социальных наук Государственного университета города Хельсинки Сергей Беляев.

 

– Какие факторы формируют критическое мышление? И почему сегодня это необходимый навык?


– Отчасти оно формируется под воздействием человеческого опыта. Чем активнее развивается интернет-пространство и технологии, растёт поток информации, тем более востребованным становится критическое мышление. В современном обществе без него невозможно существовать.


При формировании критического восприятия необходимо уделять большое внимание развитию опыта, в том числе ментального.


Критическое мышление формируется под воздействием столкновения с различными ситуациями. Например, в детстве нам кажется, что ходить по столу – это здорово, сверху всё видно, но стоит оступиться, сразу возникает понимание фактора опасности. Также с объективностью восприятия информации: мы живём, и нам кажется, что у нас есть какое-то понимание ситуации, а потом мы сталкивается с другим фактом, и эта иллюзия понимания начинает разрушаться.


– Для чего необходимо развивать критическое мышление?


– Даже в околонаучной среде существует огромное количество псевдообъективной информации. Часто телеканалы, газеты, информационные агентства публикуют факты, которые звучат убедительно, однако впоследствии требуют опровержения.


Через фильтр критического мышления стоит пропускать всю информацию: от новостей до научных открытий. Это нужно, чтобы отсортировать качественную информацию от «мусорной». При таком подходе объективность любых вещей ставится под вопрос для того, чтобы найти точку опоры.


Человек становится устойчивым к различным манипуляциям: начиная от маркетинга и заканчивая вовлечением людей в какие-либо секты или сомнительные организации. Если не сопротивляться получаемой информации, не пытаться её проверить, можно быть очень уязвимым.


Нужно в целом учиться мыслить. Чтобы у человека появилось критическое восприятие информации, у него должны быть собственные взгляды и натренированная способность мыслить, рассматривать получаемые факты с разных сторон.


– Каким образом можно развить критическое мышление у ребёнка?


– Проблема детей в том, что работа их мыслительных процессов ещё не находится на нужном уровне. У них отсутствует критический фильтр и понимание того, что через привлекательность им пытаются что-то продать.


Развивать можно через игровые формы, например, через компьютерные игры, если они построены правильно. С их помощью можно моделировать ситуации, которые в реальности могут быть опасными, и находить пути выхода из них. Когда подросток привыкнет мыслить критически, пусть даже со слабым инструментарием, ориентироваться в информационном пространстве ему будет гораздо проще.


Информацию можно получать от старших, из книг и Интернета, от сверстников. В этих областях человек по-разному мыслит. Если объединить разные способы мышления, можно сформировать критическое восприятие.


Если говорить о взрослом человеке, ситуация сложнее. Он уже привык жить по своим принципам, у него сложились привычные реакции на определённые события. Он имеет проверенные, как ему кажется, источники информации (например, телевизор). Конечно, и в таком случае можно развить критическое мышление, если показать альтернативные источники. Но может возникнуть сопротивление, обучение критическому подходу часто воспринимается взрослыми как покушение на личные ценности, культуру, установки.


Интересно, что люди, которые обладают достаточно высоким уровнем критического мышления, не настроены враждебно, сталкиваясь с альтернативной точкой зрения. Они готовы вести конструктивные дискуссии, могут выслушать критику в свой адрес и без труда высказать свою позицию. При этом люди, у которых оно развито слабо, любое несогласие со своей гипотезой воспринимают как покушение на личное пространство, агрессивно начинают его защищать. Здесь проблема кроется уже в психологии: инструменты для развития критического мышления будут те же, что и для ребёнка, однако взрослому человеку дополнительно необходимо поработать с психологом, чтобы снять защитный барьер.


– Можно считать, что критическое восприятие информации – это основа цифровой грамотности?


– Не только основа цифровой грамотности, это основа грамотности в целом. Для современного человека цифровая и информационная гигиена без критического мышления невозможны. Если оно отсутствует, сложно расставить приоритеты, выстроить жизненные цели и увеличить горизонт планирования. Критическое мышление для человека будущего – это основной навык наряду с умением читать и писать.


В современных медиа много плохой и хорошей информации из разных источников. Мозг перегружается и не может отделить одно от другого. Например, школьники бесцельно потребляют информацию, предназначенную для взрослого человека, начинают для чего-то следить за курсом доллара, ценой на нефть, за теми вещами, которые на их жизнь объективно не влияют. Это происходит из-за того, что у детей не развито критическое мышление, они не в силах определить информацию, которая объективно может влиять на их жизнь.


Выбор приоритетов, личная безопасность, оценка качества собственной жизни невозможны без критического мышления. Если у человека отсутствует этот навык, он обезоружен и не в силах выбрать цель в жизни и следовать ей. Без критического мышления эти цели могут быть ему навязаны обществом, СМИ или маркетологами.



Вернуться к списку