Как говорить с подростками о патриотизме
Как говорить с подростками о патриотизме

Как говорить с подростками о патриотизме

26.03.2021
Как говорить с подростками о патриотизме
© depositphotos.com

По данным исследования Фонда «Общественное мнение», 86% россиян считают, что патриотическим воспитанием детей в первую очередь должны заниматься семьи. В это понятие большая часть опрошенных вкладывает формирование любви и уважения к Родине, гордости за неё.


О том, как заинтересовать подростков историей страны, привить бережное отношение к памятникам и культурным ценностям, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказал руководитель рязанского ГБУ РО «Патриотцентр» Никита Кузьмин.


– В СМИ и соцсетях пишут о случаях, когда ради лайков подростки разрушают монументы, превращают в скейт-парки и площадки для пикника. Почему дети проявляют неуважение к истории своей страны?


– В основном акты подросткового вандализма носят хулиганский характер, не всегда они имеют направленность оскорбить память. Часто это происходит потому что подростки не воспринимают памятники как объекты культурного наследия, не всегда осведомлены об их истории. Чаще всего им просто не хватает знаний о том, что это за памятник, с чем он связан (не считая памятников, посвящённых Великой Отечественной войне). Поэтому здесь проявляется не умышленный вандализм, а необразованность.


– По какой причине подростки совершают акты вандализма в отношении памятников войны?


– Всё идёт из семьи. Детям, которые портят памятники ВОВ, проявляют неуважение к Вечному огню, в детстве не привили любовь и уважение к истории своей страны, они мало знакомы с событиями 1941-1945 годов. Чаще это не проявление агрессии или каких-либо радикальных настроений, а лишь невоспитанность и недостаток образованности.


Кроме того, сказывается влияние социальных сетей, которые побуждают молодёжь совершать подобные вещи ради «хайпа» и привлечения внимания. Они портят исторические объекты, совершают с ними неподобающие действия (танцуют, греются, готовят еду) и снимают это на видео, чтобы потом выложить в сеть и получить много лайков и комментариев.


Поэтому роль СМИ, освещающих такие случаи, выходит неоднозначной: общество узнаёт о проблеме, с которой нужно бороться, и в то же время это может вызвать у подростков желание подражать. Некоторые делают вывод, что такое поведение – лёгкий способ стать популярным, так как об этом пишут и говорят.


– Как правильно воспитывать в подростках патриотизм? С чего стоит начинать?


– Можно начать с элементарного похода в музей. Однако здесь стоит учитывать, какой контент и в какой форме увидят дети. Это задача педагогов и организаторов. Приводя школьников на патриотические мероприятия и включая их в процесс патриотического воспитания, необходимо обеспечить качество этих процессов, чтобы заинтересовать подростков с первого раза.


Нашей организацией было проведено исследование на территории Рязанской области с целью изучения социальной активности молодёжи. Мы пришли к выводу, что дети лучше воспринимают информацию через новые формы, близкие к их мировосприятию и образу жизни. Но важнее формы все же её содержание. Поэтому необходимо уделять больше внимания созданию качественного контента. Например, в рамках празднования 75-летия Великой Победы мы организовали для школьников выставку, на которой дети могли воспользоваться шлемами виртуальной реальности.


– Нужно ли использовать соцсети и интернет-платформы в процессе патриотического воспитания?


– Безусловно, они должны быть задействованы. Однако стоит учитывать, что социальные сети имеют определённые способы индексации. Даже если контент будет создан очень качественно, есть риск, что он не будет проиндексирован и не попадёт в топ. Можно оплатить рекламу, однако искусственное продвижение не даст необходимый результат. Работая в социальных сетях, лучше стремиться к тому, чтобы информация распространялась линейно: от самих подростков. Когда рекомендации исходят не от платформы, а от живых людей, знакомых, друзей, такому контенту доверяют и на него обращают внимание.


– Достаточно ли в системе образования уделяется внимания воспитанию уважительного отношения к другим культурам?


– В школах разных регионов проводятся «уроки дружбы», занятия по знакомству с другими культурами, по обмену традициями. Важно, чтобы в организации таких мероприятий принимали участие не только педагоги, но и представители различных диаспор. Они должны объединяться и действовать сообща. Однако необходимо не просто рассказывать о других культурах, а проводить мероприятия, где дети разных национальностей могут взаимодействовать друг с другом и в диалоге обмениваться традициями и культурными особенностями. Нужны такие мероприятия, в которых бы присутствовал общий элемент, стирающий границы и показывающий, что различий как таковых не существует.



Вернуться к списку