Цифровая амнезия. Как использование гаджетов влияет на память?
Согласно 14-летнему исследованию учёных из РАН, у детей, которые активно используют смартфоны, заметно снижаются показатели работоспособности, ослабляется внимание и смысловая память. Детский и семейный психолог, кандидат наук, доцент кафедры психологии личности СПБГУ Наталья Искра рассказала сотрудникам АНО «ЦИСМ» о том, чем опасно развитие цифровой амнезии у детей и как можно уберечь память своего ребёнка от негативных последствий воздействия смартфонов.
– Что такое цифровая амнезия? Как появилось данное понятие?
– Под цифровой амнезией подразумевают отсутствие необходимости запоминать большие объёмы информации. Однако рассматривать это понятие важно комплексно, уделяя внимание цифровизации мышления в целом, и отдельно клиповому мышлению, которое сегодня у современных детей и подростков присутствует.
Недостаток памяти – это только одна сторона вопроса. И подросток, и взрослый человек просто не видит необходимости глубоко запоминать информацию, ведь любые данные можно найти в сети Интернет. Даже я, как представитель старшего поколения, часто ловлю себя на мысли, что не помню фамилии учёных, к исследованиям которых обращаюсь в работе. Потому что знаю, что могу в любой момент ввести в поисковике запрос и узнать нужную мне фамилию. Аналогично современные дети знают о существовании теории Дарвина, но далеко не всегда могут вспомнить фамилию этого учёного.
Второй момент – развитие клипового мышления у подростков, которое выражается в постоянном переключении и перескакивании с одной информации на другую. Думаю, что очень важно эти два явления рассматривать вместе, а не по отдельности. Так как они создают картину цифровизации процессов восприятия и процессов мышления в целом.
– Как цифровая амнезия влияет на наше поведение, способность думать и учиться?
– Когда человек, вне зависимости от того взрослый это или ребёнок, выхватывает только какой-то кусочек информации и постоянно перескакивает с одной информации на другую, он лишает себя возможности глубоко мыслить, что безусловно негативно сказывается на его развитии. Мы что-то забываем, обращаемся за помощью к интернету, пока делаем запрос, видим что-то интересное и переключаем внимание на новую информацию. Знакомая ситуация, не правда ли?
Так происходит по причине того, что современному человеку, и особенно подростку, очень сложно долго сидеть и размышлять над чем-то одним. Сегодня представители более старшего поколения, которое не совсем ещё выросло в цифре, в среднем могут концентрироваться на одной задаче порядка 10-15 минут. Дети и подростки, в свою очередь, могут заниматься одним делом без переключения только 5 минут.
– Кто более подвержен цифровой амнезии – дети или взрослые? От чего это зависит?
– Подверженность цифровой амнезии прежде всего зависит от типа нервной системы. Как известно, существует четыре основных темперамента и, соответственно, есть основные типы нервной деятельности, у которых разная устойчивость изначально. Чем менее устойчив тип нервной деятельности у человека, тем хуже у него будет обстоять дело с цифровой амнезией. Люди с сильным типом нервной системы, более глубокие и вдумчивые сразу с рождения, будут меньше ей подвержены.
Можно рассмотреть такую характеристику как тревожность. Тревожному человеку более свойственно из-за чего-то переживать и что-то забывать. Он будет чаще обращаться к интернету, чтобы это вспомнить. Или даже не столько вспомнить, сколько перепроверить информацию, правильно ли он запомнил. Человек спокойный и уверенный в себе будет реже сталкиваться с подобными ситуациями.
Конечно, от возраста это тоже зависит. Поскольку у взрослого человека, которому сейчас 30-35 лет, ещё был опыт жизни без гаджетов. Современные же дети очень часто получают свой первый гаджет в возрасте до одного года. Такое раннее знакомство с цифровыми устройствами сказывается на способности ребёнка запоминать информацию. Он изначально привыкает к тому, что всё можно найти в интернете, без особых усилий.
– Чем опасно развитие цифровой амнезии у детей?
– В норме на протяжении всей истории человечества развитие строилось на освоении физической деятельности, которое непосредственно влияло на работу памяти и других важных способностей и функций мозга. То есть, ребёнок несколько поколений назад был гораздо более ловким и развитым, чем современный ребёнок, который вырастает в окружении гаджетов.
Усугубляется ситуация тем, что дети проводят в цифровых устройствах не 15 минут в день, а по сути, половину своего бодрствования. Сегодняшние родители, особенно молодые, сами того не замечая, при каждом удобном случае дают ребёнку смартфон, чтобы он им не мешал. И тогда у детей просто нарушается ход развития, который мы считаем нормальным, исходя из всего предыдущего хода развития. Важно упомянуть и о существовании образовательных учреждений, в которых детей не учат писать, а сразу учат печатать. В следствие этого происходит неразвитость тонкой или мелкой моторики, а это отражается на других важных процессах, включая память ребёнка.
Понятно, что сейчас постепенно будет меняться развитие головного мозга. Но должно пройти несколько поколений, чтобы это произошло. Можно предположить, что какие-то зоны мозга даже будут отмирать за ненадобностью в связи с цифровизацией мышления. Поскольку мозг не меняется так быстро, как окружающая среда, сегодня он ещё требует обычного развития – чтобы ребёнок бегал, прыгал, познавал мир. Всё тесно взаимосвязано. Нельзя выкинуть какой-то этап развития, чтобы это не отразилось на развитии в целом. Так не бывает.
– Является ли цифровая амнезия серьёзной проблемой современного общества, на Ваш взгляд? Какие способы для её решения Вы находите наиболее оптимальными?
– Я бы не стала называть цифровую амнезию проблемой. Думаю, это то, что нужно иметь ввиду родителям и специалистам, которые работают с детьми. Мы никуда не денемся от того, что гаджеты завоёвывают наш мир, во многих вещах они нам помогают, но при этом обязательно должна быть цифровая гигиена.
Есть определённая цифра. И врачи, и неврологи, и психологи рекомендуют использовать детям гаджеты не более 3 часов в день. Это время включает и выполнение домашнего задания. Так как домашние задания тоже побуждают ребёнка пользоваться компьютером и другими цифровыми устройствами. Во-вторых, ребёнок должен проводить время без гаджетов – принимать пищу в кругу семьи, участвовать в совместных поездках и прогулках, общаться с друзьями.
И третье, о чём не много говорят, но я думаю, что это важно, особенно для детей и подростков, – в их жизни обязательно должны присутствовать дополнительные занятия, которые способствуют развитию памяти и улучшают состояние головного мозга в целом. Например, игра на музыкальных инструментах и увлечение разными видами спорта. Когда ребёнок занимается спортом, он запоминает последовательность действий, и таким образом задействует свою двигательную память, развивая зоны мозга, которые больше всего страдают при цифровой амнезии. И вообще это важно для того, чтобы у детей были не только гаджеты, но и ещё что-то в жизни, чтобы было живое общение.
Когда в занятии, которым увлекается ребёнок, присутствует практика, начинает активную работу двигательная память, и запоминание происходит быстрее. Яркий пример – изучение стихотворения одновременно с движением рук и ног, разучивание песни, при котором ребёнок учит не только текст, а также запоминает мелодию.
– Каким образом цифровая амнезия позволяет человеку расширять сознание и мыслить более творчески?
– Исследований с МРТ, которые подтвердили бы, что цифровая амнезия позволяет человеку расширять сознание и мыслить творчески, нет. Но есть популярное мнение о том, что люди становятся более творческими и свободными, когда информацию запоминают цифровые устройства, а в их голове высвобождается место для чего-то более важного.
Как у психолога-консультанта у меня есть сомнение, поскольку это всё же сильно зависит от типа личности. Если человек склонен к тревоге, он всё равно будет продолжать держать в голове информацию о своих делах и планах, даже если у него это везде записано. Он не освободится настолько, чтобы стать творческим. А человек более свободный и творческий изначально, переносит свою «творческость» в цифровую среду, и гаджеты ему нисколько не мешают, а наоборот помогают.
– Справедливо ли высказывание о том, что цифровые устройства необходимы людям для запоминания незначительной информации? Каким образом человек может соблюсти баланс и использовать технологии во благо своей памяти?
– Есть виды деятельности, при которых люди должны выполнять 25 дел за день. И, наверное, очень разумно, что они ставят себе будильник и напоминание на цифровом устройстве, чтобы вовремя решить задачи. Но если машина полностью заменяет память, то это, конечно, плохо. Должна быть золотая середина. Во все времена существовали стандартные способы поддерживать память в тонусе, например, кроссворды и игры наподобие «Что? Где? Когда?». То, что заставляло вспоминать без обращения к интернету. Сегодня это может быть что-то другое, нужно искать и находить способ, который подойдет вам и вашему ребёнку. Разумеется, важно повышать удобство и помогать себе жить, используя цифровые технологии, но при этом необходимо создавать условия, в которых головной мозг будет работать и находиться в тонусе. Это касается и детей, и взрослых.
Другие статьи по теме: