Что такое клиповое мышление?

Что такое клиповое мышление?

01.04.2021
Что такое клиповое мышление?
© depositphotos.com

Развитие цифрового общества привело к появлению клипового мышления. Это восприятие информации через короткие и яркие сообщения. Появились новые социальные сети, отвечающие такому формату. Информация в них распространяется максимально быстро и бывает поверхностной по содержанию.


С одной стороны, такие перемены в восприятии могут научить человека быстрее ориентироваться в новостных потоках, с другой – лишить его возможности понимать объёмные сообщения.


О том, можно ли считать клиповое мышление новой ступенью в развитии информационного общества, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказал доцент факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук Александр Рикель.

 

– В чём проявляется клиповое мышление? У него есть признаки?


– В широком смысле к клиповому мышлению принадлежат все особенности высших психических функций: внимание, память, мышление, речь, восприятие. Если взять каждую из них, то в условиях клипового мышления она превращается в максимально сжатый по времени процесс. На деле это означает, что современное общество легче воспринимает короткие, удобно упакованные единицы текста или небольшие красочные картинки. Если сегодня человек пишет сообщение, то отправляет по одному-два слова, формулируя мысль в 10-15 сообщениях. Эта тенденция к удобной, максимально быстрой, короткой и яркой упаковке контента называется клиповым мышлением.


– Под воздействием каких факторов формируется клиповое мышление?


– Любая высшая психическая функция – это результат развития человека как личности и становления в условиях конкретного окружения: в культурном и социальном контексте. Все наши психические функции культурно опосредованы. То есть те базовые функции, которые ранее казались врождёнными, оказались сформированными для каждого индивидуально.


Так же и клиповое мышление формируется, исходя из среды развития. Наша среда – это общество, которое перенасыщено информацией. Рыночная экономика и цифровизация делают эту информацию удобно упакованной. Рекламные продающие слоганы или короткие яркие ролики на YouTube, инфографика вместо текста, TikTok вместо длинного фильма. Всё это приучает человека к стандартам клипового мышления.


В связи с этим в обществе ведётся дискуссия о том, нужно ли ребёнку в раннем возрасте давать гаджет. Однако многие родители всё же прибегают к тому, что отвлекают малыша при помощи смартфона или айпада: так ребёнок с ранних лет получает доступ к удобно упакованным обучающим продуктам. Он продолжает расти в этой среде и, спустя время, у него возникают сложности с усвоением длинного контента.


– Можно ли считать клиповое мышление основным способом восприятия информации в современном обществе?


– У этого явления есть поколенческая основа. Под современным обществом мы подразумеваем людей, которые представляют, например, «поколение Z» и «поколение Y», то есть те поколения, которые сейчас активно управляют бизнесом, создают семьи, зарабатывают деньги, находятся в активной экономической фазе. Если говорить о «поколении Y», то это те люди, которые ещё хотя бы детство провели без смартфонов, учились на не всегда комфортных и удобно упакованных информационных продуктах. Сейчас они уже привыкли к форматам, ориентированным на клиповое мышление, но всё же сохраняют другие навыки.


«Поколение Z» выросло исключительно на продуктах, удобных для клипового мышления, поэтому сегодня с трудом воспринимает объёмную информацию.


– Может ли клиповое мышление формировать картину мира у подростков?


– Если подразумевать под картиной мира ценности, общественные нормы и правила, то клиповое мышление на их формирование не влияет. Клиповое мышление – это способ познания информации, а картина мира – это то, что познаётся. С его помощью можно изучать науки, а можно потреблять деструктивный контент. Через него можно передавать ёмкие мысли, а можно просматривать TikTok, большая часть видео в котором не несёт смысла.


Когда говорят о клиповом мышлении, в это понятие вкладывают чаще отрицательную коннотацию. К примеру, в нашей жизни есть полуфабрикаты, а есть еда, которую необходимо готовить. С полуфабрикатами удобнее и проще, однако не так полезно. То же самое и здесь: человек, потерявший навык чтения и восприятия длинных текстов, может казаться неспособным и менее развитым. Однако это не совсем так. Благодаря короткой передаче информации мысль можно передавать более ёмко, а значит и усваиваться она будет быстрее.


– Должны ли педагоги учитывать эти особенности современных подростков?


– Необходимо понимать особенности когнитивных функций молодого поколения, но не уходить в крайности. Одна из них – не учитывать клиповое мышление вообще, стараться от него отказаться. В педагогическом плане это может встретить сопротивление со стороны учащихся и повлиять на эффективность результатов. Другая крайность – использовать клиповое мышление и не давать подросткам возможность выйти за его рамки.


Учителю необходимо попытаться пройти между этими двумя крайностями: учитывать стандарты клипового мышления, но в какие-то моменты их игнорировать и давать ученику возможность попробовать иные способы познания мира.


– В чём заключается опасность клипового мышления?


– Минусы клипового мышления заложены в его определении. Если человек понимает только удобно упакованный контент, он рискует потерять навык восприятия и создания более сложной информации, быть поверхностным во всех сферах. Стремление к краткости может помочь людям ёмко и целостно выражать своё мнение, однако многие просто привыкли дробить мысли на части и писать по 10 разорванных сообщений с непонятной логической структурой.


С другой стороны, если у человека развито клиповое мышление, он может быть способен на многозадачность и может решать несколько дел одновременно. Человек привыкает к скоростной среде, и она уже не является для него стрессовой. Однако это влечёт за собой изменение когнитивных функций, изменяются привычные стандарты мышления, речи, восприятия.


– Насколько такая форма мышления может осложнить коммуникацию?


– Это может проявиться в рамках межпоколенческих барьеров. Сейчас это можно проследить в социальных сетях. Даже не видя фотографии пользователя, можно понять, кто пишет посты, комментарии или сообщения, представитель какого поколения. Из-за разной манеры передачи информации существует риск, что представители одного поколения не всегда смогут понять представителей другого.



Вернуться к списку