Цифровой шантаж: как защитить ребёнка от телефонных и интернет-мошенников?
– Почему дети и подростки регулярно становятся жертвами телефонных и интернет-мошенников?
– На самом деле, ответ кроется в самом вопросе. Потому что это дети. Они действительно часто становятся объектом интереса злоумышленников, так как ещё не обладают навыками критического мышления и не всегда могут распознать, мошенник перед ними находится или нет. Это и позволяет легко ими манипулировать и побуждать к выполнению требований злоумышленников.
– Какие способы защитить детей от цифрового шантажа сегодня наиболее эффективны?
– Обеспечить защиту детей от мошенников в цифровом пространстве сегодня можно двумя основными способами – за счёт проведения профилактических воспитательных бесед с детьми и посредством использования специальных программ для предотвращения предполагаемого негативного воздействия на них Интернета.
Чтобы научить ребёнка противодействию шантажу в онлайн и офлайн-пространстве, в первую очередь необходимо познакомить его с правилами цифровой гигиены. Объяснять, как вести себя при общении с незнакомцами в сети, лучше приводя аналогии: «В интернете, также как и на улице, не стоит отвечать на вопросы людей, которых ты не знаешь, рассказывать им о себе, своих близких и тем более совершать действия, которые кажутся тебе подозрительными».
– Может ли программа «Родительский контроль» помочь снизить количество случаев мошенничества в онлайн-пространстве?
– Одним из эффективных технических средств, обеспечивающих защитный контур вокруг ребёнка, является программа «Родительский контроль». Её ключевая задача – оградить детей от воздействия деструктивных информационных ресурсов, которые содержат в себе как явную, так и неявную информацию, способную нанести вред ребёнку, включая звонки и сообщения от посторонних лиц. Подобная система фильтрации настроена как на уже запрещённый Роскомнадзором контент, так и на информацию, которая потенциально может предоставлять угрозу.
При этом важно понимать, что родительский контроль на 100% не может гарантировать, что до ребёнка не дойдёт деструктивная информация. Программно-аппаратный комплекс, который реализует эти решения, занимается качественной фильтрацией, но бывает контент, который даже такому сервису тяжело отфильтровать. В особенности, когда мы говорим о телефонных и интернет-мошенниках. Поэтому необходимо подходить к решению проблемы комплексно – устанавливать контроль на гаджеты детей и при этом формировать у них навыки критического мышления, чтобы, получив подозрительное сообщение в сети, они знали, как отреагировать на него правильно.
– Какие виды родительского контроля сегодня существуют? На каких уровнях он, как правило, осуществляется?
– Существует три основных вида родительского контроля. Он может осуществляться на уровне:
- сети – защита устанавливается на домашний роутер и охватывает все гаджеты, которые подключаются с его помощью к интернету;
- цифрового устройства – программа ставится непосредственно на смартфон, планшет или компьютер, используемый ребёнком (таким образом, удобной оказывается функция поиска потерянного мобильного устройства);
- операционной системы – ограничения устанавливаются на уровне учётной записи и позволяют контролировать не только запуск конкретных приложений, но и невозможность удаления, например, антивируса.
– Какие рекомендации по настройке родительского контроля на детских цифровых устройствах вы можете дать взрослым?
– Конечно, можно активировать родительский контроль, просто поставив галочку напротив этой функции. Однако я рекомендую взрослым воспользоваться ручной настройкой, которая позволит самостоятельно внести все известные им деструктивные ресурсы в блокировку. Это поможет усилить контроль и обезопасить ребёнка от внушительного объёма нежелательной информации. Однако, важно соблюсти баланс, если блокировать все сайты и приложения подряд, включая интересные ему мессенджеры и социальные сети, велика вероятность того, что он найдёт обходные пути для их использования.
Ограничения не должны повлечь за собой полную изоляцию детей от жизни в цифровой среде, ведь она так или иначе является одним из акторов их воспитания и формирования целостных личностей. Как это не парадоксально, но сегодня социализация происходит именно в социальных сетях. Поэтому первоочередная задача родителя заключается не в введении запретов и тотальном ограничении ребёнка, а в установлении доверительного общения с ним, благодаря которому получится научить его правильно реагировать на деструктив в онлайн-пространстве, включая цифровой шантаж.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О ТОМ, КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПРАВИЛЬНОЙ РЕАКЦИИ НА ТЕЛЕФОННЫЙ И ИНТЕРНЕТ-ШАНТАЖ
1. Если вы обнаружили, что вашего ребёнка шантажируют, не торопитесь выяснять причину, не выражайте осуждение и сомнение в его словах – сначала утешьте и окажите ему поддержку. Если вы будете на стороне ребёнка, он почувствует себя в безопасности в кругу близких людей, что поможет в переживании негативного опыта.
2. Часто детям трудно рассказать о случившемся. Выслушайте ребёнка, не перебивая и не корректируя его рассказ уточнениями. Важно получить максимальное количество сведений о произошедшем. Доверяйте словам ребёнка, все возникающие вопросы вы сможете задать после его рассказа. Ответственность за случившееся лежит только на преступнике.
3. Если шантаж произошёл при помощи Интернета, то следует сделать скриншоты всех сообщений, а также имени и фамилии пользователя, его идентификатора страницы (id), всех угроз и требований. Если шантаж произошёл при помощи телефона, необходимо записать номер телефона и время звонка. Важно сохранить информацию любым доступным способом.
4. Необходимо объяснить ребенку, что ни в коем случае не следует выполнять требования шантажиста, поскольку данные действия провоцируют возникновение серии угроз по отношению к ребёнку и его окружению.
5. Обо всех случаях шантажа необходимо сообщать в правоохранительные органы с имеющимися материалами (п. 2), в том числе жители РФ могут подать обращение онлайн (https://мвд.рф/request_main), позвонить на горячую линию «Ребёнок в опасности» по телефону 8 800 200-19-10 (бесплатно, круглосуточно) или по номеру Всероссийского Детского телефона доверия 8–800–2000–122 (бесплатно, круглосуточно).
6. Помогите ребёнку пережить возникший опыт: оцените его состояние, обсудите шаги, которые вы предприняли вместе для нейтрализации риска, продемонстрируйте, что вы ему доверяете и любите его. При необходимости – обратитесь за квалицированной помощью психолога.
Другие статьи по теме: