Социальная иерархия в классе: триггер буллинга или репетиция взрослой жизни?
Зачастую школьный коллектив – это множество первичных коллективов, которые образуются под влиянием общих потребностей и интересов. Деление подростков на группы – нормальный процесс для их возраста, так как они стремятся обособиться, почувствовать себя взрослыми и найти «своё место». Создавая иерархию в классе, подростки репетируют взрослую жизнь. Однако в силу того, что чувство терпимости к другим у них пока ещё развито слабо, между группами возникают конфликты, иногда перерастающие в доминирование одних над другими.
Клинический психолог, аспирант факультета психологии института общественных наук РАНХиГС, руководитель психологической службы БФ «Подарок Ангелу» Владислав Раабе рассказал сотрудникам АНО «ЦИСМ», как социальное неравенство отражается на подростковом коллективе и почему так важно воспитывать в детях толерантность.
– Каким образом социальное неравенство может влиять на взаимоотношения подростков друг с другом?
– Чаще всего под неравенством понимаются различия людей в социальной иерархии. Наше место зависит от того, какие блага нам доступны, а какие нет. Соответственно, подростки, входя во взрослую жизнь, начинают осознавать, что шансы и возможности у каждого разные. И то место в социальной иерархии, где находится подросток, очень влияет на формирование его самооценки и способность к социализации. Однако говорить о том, что социальное неравенство является главным фактором, влияющим на формирование взаимоотношений подростков друг с другом, не совсем корректно. В каждом случае степень влияния различна. Кроме того, социальное неравенство может мотивировать подростка стремиться к чему-то большему, чем он имеет сейчас.
– Может ли социальное неравенство быть триггером буллинга?
– Буллинг – проблема достаточно сложная. Сложная по той причине, что касается не только отдельного человека, но и его окружения, его социальной группы. К сожалению, пока учёным не удалось до конца выяснить, в чём заключается конкретная причина буллинга, что именно влияет на то, что один подросток становится жертвой, а другой – агрессором. Однако одно можно сказать совершенно точно: если в обществе, в котором существуют подростки, допустимо насилие в любых его формах, оно оправдано и легализовано, риск проявления буллинга в таком обществе будет очень высок. Сама социальная среда здесь становится триггером.
Если говорить о социальном неравенстве, то оно не всегда может спровоцировать буллинг. Бывают случаи, что ребёнок из обеспеченной семьи, хорошо учится, ни в чём не нуждается, однако же становится жертвой травли. Здесь причиной может послужить скорее неразвитый коммуникационный навык. Подросток не умеет взаимодействовать со сверстниками, тем самым вызывая неоднозначную реакцию в свою сторону. Как показывает практика, травят всегда тех, кто отличается от остальных. Однако какое отличие в том или ином коллективе будет считаться наиболее существенным, зависит от присутствующих в нём ценностей.
– Почему в школе может формироваться своя социальная иерархия?
– В начальных классах, как правило, социальная иерархия развита слабо. Чаще всего она построена на успеваемости: кто учится лучше, кто хуже, кого больше хвалят, кого меньше. Как таковая социальная иерархия начинает формироваться только в старших классах, когда ученики начинают объединяться в отдельные группы. Это особенность подросткового возраста: в этот период группирование для детей крайне важная деятельность, при помощи которой они развивают свои социальные навыки. Кроме того, для подростков очень важно чувство собственной идентичности. И благодаря эмоциональному контакту, полученному в группе, они эту идентичность ощущают. Коллективная принадлежность не только облегчает ребёнку отделение от взрослых, но и даёт ему эмоциональное благополучие.
– По какому принципу формируются группы внутри подросткового коллектива?
– Чаще всего подростки делятся на группы по увлечениям: спортсмены, математики, гуманитарии и так далее. Также в подростковом возрасте у детей формируются ценности, и они могут делиться на группы в зависимости от них. Это хорошо при условии, что к ценностям детей из другой группы они будут относиться с уважением. Здесь уже задача учителя: привить подросткам толерантность, научить их терпимее относиться к другим, принимать чужие мнения и взгляды и относиться к ним с уважением.
– Почему одни подростковые группы бывают агрессивно настроены против других?
– Бывает, что в ходе группирования в классе может возникнуть коллектив лидеров и коллектив аутсайдеров. И не исключено, что первая группа может начать травить вторую. Это обусловлено тем, что у подростков слабо развита способность быть толерантным к ценностям и интересам других. Вообще в подростковом коллективе очень чётко можно проследить динамику развития конфликта. Чаще всего конфликт начинается с того, что кто-то обесценивает мнение или точку зрения другого. В этот момент возникает конфликт интересов и, как следствие, вражда между группами.
– Как педагоги могут помочь подросткам избегать конфликтных ситуаций друг с другом?
– В моей профессиональной деятельности мы используем тренинги, на которых обучаем детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) решать конфликты, возникающие независимо от них. Мы объясняем, как нужно себя вести, чтобы не оказаться втянутым в конфликт против воли, обучаем тому, как правильно считывать невербальную информацию. Этот подход можно перенести и на обычную массовую школу, где подростков обучали бы предугадывать конфликтную ситуацию. Кроме того, важно воспитывать в детях терпимость, принятие и уважение к тем, кто от них хоть чем-то отличается: социальным положением, умственными способностями или особенностями здоровья.