Как научить ребёнка вести корректную полемику в интернете
Как научить ребёнка вести корректную полемику в интернете

Как научить ребёнка вести корректную полемику в интернете

18.01.2021
Как научить ребёнка вести корректную полемику в интернете
© depositphotos.com

По данным Brand Analytics, лишь за декабрь 2020 года в социальной сети «ВКонтакте» более 29 млн авторов написали около 500 млн сообщений. В современном интернет-пространстве люди привыкли не только получать информацию, но и обсуждать её, вступая в полемику. Однако спор в интернете – не самая безопасная форма общения. Большинство пользователей социальных сетей не стремятся аргументировать свою точку зрения. Зачастую они лишь прибегают к агрессивным эмоциональным выпадам, которые могут эмоционально травмировать собеседника, особенно если участник спора – подросток.

 

О том, как правильно реагировать на агрессивных оппонентов и вести корректную полемику в сети, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказал научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований РАНХиГС, преподаватель, сооснователь сообщества R-value Владлен Ардисламов.

 

– Что оказывает влияние на формирование убеждений и ценностей в современном мире?

 

– Убеждения и ценности передаются социально, через взаимодействие с другими людьми: это может быть взаимодействие в онлайн-среде и в офлайн-среде. Поэтому на их формирование в первую очередь влияет наше окружение. Иногда какие-либо эмоциональные события нашей жизни могут влиять на то, что именно мы начинаем воспринимать как ценное, определяют наши стремления. Формирование убеждений уже зависит от какой-либо целенаправленной коммуникации с другими людьми и от того, насколько предложенные представления объясняют то, что человек наблюдает, укладываются ли они в его собственное мнение.

 

– На чём основана система ценностей современных подростков?

 

– Нет какой-либо общей системы. Основные подростковые ценности сейчас основываются на том, какие убеждения разделяют окружающие их люди и значимые фигуры, чьё мнение для них важно (блогеры, писатели, медийные личности).

 

Формирование системы ценностей современных подростков отличается от молодёжи предыдущих поколений. Это связано с техническим прогрессом и развитием интернет-технологий, с тем, что у детей сейчас есть безграничный доступ в сеть. Подростки могут выбирать там инфлюенсеров и людей, чьё мнение они хотят разделять. Именно этот момент определяет разнообразие систем ценностей.

 

– С чем связан общий агрессивный фон в социальных сетях?

 

– Интернет как пространство хорошо приспособлен к тому, чтобы там можно было проявлять агрессию, потому что ограничивающие её факторы проявлены в меньшей степени, а провоцирующие факторы в большей. Поясню, о каких факторах идёт речь. Первое – это анонимность. Интернет часто позволяет пользователям, даже если они пишут под своими именем и фамилией, чувствовать себя в некоторой степени в безопасности, чувствовать безнаказанность, так как люди, читающие ваш комментарий, не видят вас, ничего о вас не знают, и вы практически не несёте ответственности перед ними. В офлайн-жизни от проявления агрессии нас сдерживает тот факт, что мы можем получить ответную реакцию, которая для нас несёт более ощутимые последствия, чем в интернет-пространстве. Также в реальной жизни люди в большей степени обеспокоены своей репутацией.

 

Кроме того, обилие резких высказываний в интернете связано с поляризацией мнений, поскольку современное виртуальное сообщество склонно двигаться к полюсам, когда в группы собираются люди, придерживающиеся похожих позиций. Такие группы имеют склонность к радикальности. В итоге идеи становятся более полярными, у людей пропадает необходимость вести диалог, рассматривая ситуацию с другой точки зрения.

 

Почему в интернете большинство пользователей настроены враждебно?

 

– Если рассматривать этот вопрос на индивидуальном уровне, то основные причины агрессивного поведения – это борьба за власть или доминирование и нежелание критически осмысливать свою позицию, избегание когнитивного диссонанса. Если говорить о попытке доминирования, то здесь можно обнаружить истоки агрессивного поведения в устройстве общества, в устройстве семьи, когда физическая власть и агрессия выступают атрибутами влиятельности.

 

Ещё одной причиной здесь может послужить процесс обучения людей тому, как вести себя в социуме. Часто это происходит путём социального научения: мы смотрим на других людей, их поведение и в какой-то мере повторяем то, что закончилось хорошо, и не повторяем то, что закончилось плохо. К сожалению, часто поведенческие стратегии, которые человек может наблюдать в современном обществе, связаны с агрессией, направленной на повышение социального статуса.

 

– Каким образом агрессия в социальных сетях влияет на пользователей, в частности на подростков?

 

– Это зависит от того, как агрессия воспринимается подростком. Здесь мы сталкиваемся с широкими индивидуальными различиями. Кого-то агрессия может совершенно не беспокоить, а у кого-то вызывать депрессию и другие психологические проблемы. Чтобы с определённой долей вероятности предсказать, какая реакция может быть у подростка на негатив в социальных сетях, необходимо знать, в каких условиях он живёт и в каких взаимоотношениях находится с окружающими. Если у ребёнка есть значимые близкие люди, есть поддерживающая любящая семья, возможность учиться, продуктивно взаимодействовать с другими людьми, в такой ситуации интернет-агрессия повлияет на него с меньшей вероятностью. Эффект, производимый агрессией на подростка, напрямую зависит от уровня его самооценки, резистентности, способности абстрагироваться от происходящего.

 

– Как защититься от негативного воздействия агрессивной полемики в социальных сетях?

 

– Если вы родитель и пытаетесь помочь ребёнку справиться с агрессией в интернете, то можно попробовать объяснить следующее: люди, которые враждебно настроены в социальных сетях и ведут себя агрессивно, могут смотреть на происходящее с другой точки зрения. То есть свои эмоциональные выпады они направляют не на кого-то конкретного, они просто хотят взаимодействовать с другими людьми, но плохо представляют, как это делается.

 

– Как привить подростку культуру корректной полемики в интернете?

 

– Существует несколько способов, которые могут сделать ребёнка способным вести корректную полемику. Первое и самое очевидное – выстраивание такой полемики внутри семьи: родители показывают это подростку на собственном примере. Допустим, родитель что-то запрещает ребёнку. В контексте корректной полемики он не должен подавать это как абсолютный запрет, а объяснить, почему это оказалось под запретом. То есть качественно аргументировать свою позицию, а не апеллировать к собственному авторитету и не проявлять агрессию в процессе убеждения. 

 

Есть и менее очевидные факторы, из которых рождается корректная полемика. Это эмпатия, эмоциональный контроль, способность мыслить. У детей есть врождённая склонность к эмпатии, но в целом их представления о других людях развиваются в процессе взросления. Если говорить о контроле, то здесь ситуация сложнее: чем младше ребёнок, тем меньше у него способностей к управлению быстрыми эмоциональными реакциями.

 

Агрессивные выпады в интернете – это те быстрые реакции, которые не были остановлены. Контроль этих реакций возможен именно благодаря эмпатии: когда человек умеет представить чувства оппонента, которому он адресовал своё высказывание, и в итоге проявить сочувствие и сожаление. Поэтому родителям очень важно развивать в детях эмпатию, обсуждать с ними чувства других людей, их собственные чувства, а также обучать самоконтролю и регуляции действий. Это будет способствовать формированию у ребёнка представлений о корректной полемике и грамотном поведении в социуме.



Вернуться к списку