Профилактическая работа с подростками: какую роль играет учитель

Профилактическая работа с подростками: какую роль играет учитель

09.11.2020
Профилактическая работа с подростками: какую роль играет учитель
© depositphotos.com

В системе столичного образования в рамках проекта «Взаимообучение московских школ» в 2020 году прошли вебинары по обмену опытом эффективной профилактической работы с несовершеннолетними. Это важный этап в модернизации системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. После родителей учитель – первый человек, который может заметить, что в поведении ребёнка происходят изменения. Главное – сделать это вовремя и предпринять необходимые меры.


Как педагогу правильно выстраивать профилактическую работу с детьми и их родителями, насколько важно точно определить ключевую проблему ребёнка, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала заместитель директора по воспитательной работе школы №2114 Анастасия Виноградова.


– Каким образом строится профилактическая работа с ребёнком со стороны педагогов?


– Профилактическая работа начинается с работы классного руководителя: он составляет социальный паспорт класса, актуализирует информацию, если это не вновь набранный класс (место жительства, относится ли семья к льготной категории), контролирует вовлечённость обучающихся в систему дополнительного образования и в течение года отслеживает успеваемость, посещаемость, внешний вид ребёнка. Кроме того, классный руководитель в соответствии с дорожной картой социальной службы школы проводит классные часы в рамках профилактических недель и мотивирует обучающихся и их родителей посещать лекции Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности. Также профилактическая работа с ребёнком может быть выстроена в рамках реализации индивидуального маршрута обучающегося, состоящего на внутришкольном учёте.


Разберём конкретный пример. Ученица 10 класса ночью сбежала из дома. Родители обнаружили её отсутствие утром и обратились совместно с учителями в полицию. Девочка вернулась домой только спустя сутки. Отмечу, что ребёнок воспитывается в полной благополучной семье, по итогам предыдущего года получила оценки «хорошо» и «отлично», нарушений норм поведения замечено не было, с учителями и одноклассниками находилась в уважительных отношениях. По факту ухода ребёнка из дома состоялось заседание комиссии по делам несовершеннолетних. На заседании родителям было вынесено предупреждение, школе дано поручение организовать индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетней, девочке советовали обратиться в службу психологической помощи и к врачу психиатру-наркологу.


– По каким признакам педагоги могут определить, что с ребёнком что-то не так? 


– Это в первую очередь поведенческие маркеры: пропуск занятий, снижение успеваемости, изменения в поведении (внезапная депрессия или, наоборот, агрессивность). Яркими маркерами также являются изменения во внешнем виде, интересах, круге общения. Если ребёнок находился в доверительных отношениях с педагогом (например, общение в социальных сетях), то учитель также может заметить на странице ученика негативный контент. И, безусловно, нельзя игнорировать вербальные маркеры, когда ребёнок в открытую говорит: «Не могу это вынести», «Я всех ненавижу», «Я никому не нужен».


В случае с десятиклассницей, ещё до её ухода из дома, классный руководитель обратил внимание на перемены: резко изменился внешний вид девочки (опрятный вид сменился вольным стилем в одежде и неухоженностью, стали преобладать тёмные цвета); появились регулярные опоздания на занятия, ухудшилась успеваемость. Заметив эти признаки, классный руководитель связалась с мамой ученицы, которая пояснила, что в семье возник конфликт из-за отношений девочки с совершеннолетним молодым человеком. Родители этих взаимоотношений не одобрили, так как молодой человек ведёт неблагоприятный образ жизни. Так была определена ключевая проблема ребёнка.


– Как правильно педагогу определить ключевую проблему?


– Чем дольше педагог знает ребёнка, тем быстрее он может заметить деструктивные изменения, тем ярче для него будут маркеры. Точнее можно сформулировать ключевую проблему, если классный руководитель владеет полной информацией. Ребёнок существует в трёх сферах – семья, друзья, школа. Опытный педагог должен знать, как строятся отношения ребёнка со сверстниками, есть ли друзья, какова ситуация с успеваемостью и посещаемостью, охотно ли ребёнок идёт в школу и, наконец, какие в семье обучающегося отношения. Владея такой информацией и учитывая все маркеры, педагог формулирует ключевую проблему. Однако здесь нужно быть очень осторожным. Неправильная формулировка может только ухудшить ситуацию.


Педагогу обязательно необходимо учитывать следующие факторы:


1. Нельзя планировать профилактическую работу с ребёнком, не пообщавшись с ним самим, не услышав его позицию.


2. Друзья и одноклассники ученика могут помочь классному руководителю понять, что происходит с ребёнком. Этот вариант подходит в том случае, если между детьми и учителем сложились доверительные отношения.


– Существует ли для педагогов алгоритм взаимодействия с ребёнком после определения проблемы?


– Существует индивидуальный маршрут, где социально-психологическая служба совместно с классным руководителем прописывает, какой специалист будет работать с ребёнком, какова цель работы, в какие сроки работа специалиста должна быть выполнена. Обычно такие маршруты составляются на совете профилактики. Специалистами могут быть социальные педагоги, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, сам классный руководитель, внешние социальные партнёры: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, органы по делам молодёжи, органы внутренних дел, специалисты ГБУ ГППЦ ДОНМ.


После определения ключевой проблемы ученицы 10 класса и проведения заседания комиссии по делам несовершеннолетних школой был составлен индивидуальный маршрут ребёнка, где были прописаны следующие мероприятия: профилактические беседы о вреде курения, о вреде алкогольных напитков, о том, что такое бродяжничество, контроль со стороны классного руководителя за успеваемостью и посещаемостью ученицы, мониторинг социальных сетей со стороны педагога-психолога. Также были проведены беседы для поддержания эмоциональных связей ребёнка и восстановления детско-родительских отношений в семье.

 

Кроме того, девочка, её родители и классный руководитель посетили лекции, которые проводил Городской экспертно-консультативный совет родительской общественности. На данный момент ключевая проблема ребёнка решена. Девочка прекратила встречаться с молодым человеком, её отношения с родителями налажены.


– На каком этапе следует ставить в известность родителей и беседовать с ними?


– Ставить родителей в известность и проводить беседу необходимо сразу, как только педагог заметил у ученика 2-3 маркера. Во-первых, по закону родители должны дать своё согласие на любое действие в отношении ребёнка (например, на работу педагога-психолога). Во-вторых, как я уже говорила, классный руководитель должен понимать, как складываются в семье у обучающегося детско-родительские отношения, чтобы иметь полную информацию о том, в какой жизненной ситуации он находится. В-третьих, бывают случаи, когда быстрые и решительные действия могут буквально спасти жизнь ребёнка, поэтому очень важно выстроить партнёрские отношения между родителями и школой.



Вернуться к списку