Почему подростки вступают в субкультуры
Специалисты Центра изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды определили около 30 субкультур, которые представляют потенциальную угрозу для подростков. К ним относятся «суицидальные группы», сообщества, распространяющие идеи насилия и криминального образа жизни. Часто в такие группы вовлекаются дети с проблемами самооценки или ребята из неблагополучных семей, но вступают в них и обычные подростки, у которых нет явных сложностей в общении с родителями или сверстниками. Почему деструктивные сообщества вызывают интерес у молодых людей – сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказал эксперт Уральской ассоциации «Центр этноконфессиональных исследований, профилактики экстремизма и противодействия идеологии терроризма» Валерий Горшунов.
– Что такое субкультура с научной точки зрения?
– Единого определения сегодня не существует. В моём понимании, субкультура – это вид социальной системы, которая пришла к нам в условиях урбанизации и глобализации из-за потери традиционных видов идентичности у человека. Субкультура подразумевает единство целей и проявление созависимости среди её участников.
Если говорить о деструкции, то под ней мы обычно понимаем нанесение вреда либо имуществу, либо группе людей, либо самому себе. То есть всё, что связано с антисоциальным поведением человека. Сегодня, например, мы можем назвать субкультуру «хиппи» деструктивной только в случае пропаганды запрещённых веществ, в остальном же эта субкультура не приносит зла окружающим. Получается, что деструктивные субкультуры – это социотехнические системы, которые несут угрозу общественному и государственному институту, а также индивидууму.
– Что вы думаете о феномене деструктивных субкультур в социальных сетях?
– Социальные сети не являются базисом для деструктивных субкультур, скорее это катализатор для их распространения в обществе. Так, для движения «скулшутеров» социальные сети являются механизмом продвижения, чего нельзя сказать о криминальной субкультуре, продвижение которой происходит в основном в офлайн-среде.
Из тысячи человек всегда найдётся один, который станет субъектом для продвижения деструктивных субкультур. Социальные сети в этом случае – инструмент для моментального распространения деструктивных идей. Для привлечения новых участников любая субкультура использует психологический механизм «адреналиновой зависимости». Это состояние, при котором опасная ситуация позволяет человеку почувствовать эйфорию.
– Какие подростки попадают в деструктивные сообщества?
У 60% молодёжи в 14-15 лет возникает потребность поиска «племенной идентичности». Идентичность – это устойчивое ощущение тождественности своему реальному жизненному пути и своему месту в обществе. Формирование тождественности происходит в процессе выбора профессии, становления моральных и политических ценностей.
Выделяют три уровня идентичности.
· Первый уровень: человек осознаёт, кто он и его окружение; гендерная идентичность.
· Второй уровень: семейная или родовая идентичность.
· Третий уровень: «племенная идентичность» (когда круг связей перестаёт ограничиваться членами семьи и появляется необходимость в социальных связях с обществом).
– В какой момент ребёнок выбирает деструктивную субкультуру?
– Люди в больших городах живут в состоянии стабильного психологического дискомфорта, особенно это касается подростков. В мегаполисах наша физическая активность значительно снизилась. В современном городе мы получаем офисный образ жизни, из-за этого психологическая и физиологическая канализация (необходимость в выбросе положительной и отрицательной энергии) сводится к минимуму. Подростки пытаются получить такую разрядку с помощью деструктивных субкультур.
Молодые люди в возрасте 14-25 лет испытывают хронический социальный дискомфорт. Это связано с физиологическим формированием организма, а также с внешними факторами, влияющими на их жизнь: семья, школа, окружение. В этот период у подростков начинают появляться негативные мысли, тогда они могут вступить в субкультуру. В таком возрасте семья должна стать помощником подростку в борьбе с деструктивными проявлениями.
– Как помочь ребёнку, который уже попал под влияние деструктивной субкультуры?
– Потребуется большое количество времени, ребёнок может проявлять закрытость, агрессию и нежелание контактировать с кем-либо. Тяжело вытащить человека из субкультуры, пока он «не перегорит» или не разочаруется в ней. Профилактика обычно начинается в промежуточной стадии, когда с ребёнком уже работают социальные службы. Однако она может быть эффективной только тогда, когда мы успеваем вовлечь ребёнка в позитивную повестку или субкультуру.
– Какой должна быть альтернативная субкультура, чтобы заместить интерес к негативу?
– Она должна иметь логичный символ, который можно будет легко понять. Яркий пример: «красная звезда» – символ военной субкультуры. Кроме того, эта субкультура должна включать в себя элементы физической разгрузки и психологической сублимации, иметь рациональные основания, а также быть широко освещённой в социальных сетях.