О чём говорят подростки: как сленг отражает реальность

О чём говорят подростки: как сленг отражает реальность

03.07.2020
О чём говорят подростки: как сленг отражает реальность
© depositphotos.com

Отличия в мировоззрении ярко проявляются в языке, представители разных поколений и социальных групп часто не могут понять друг друга. Например, родители подростков не всегда знают, о чём говорят их дети. Кто-то раздражается и выступает против новояза тинейджеров, а кто-то пытается вникнуть. Как правильно реагировать на подростковый сленг и стоит ли с ним бороться, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала руководитель службы психологического онлайн-консультирования социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Маяк» Анна Шмакова.


– Как формируется подростковый сленг? Почему подросткам нравится создавать свою лексику?


– Важно понимать, что сленг зависит от коммуникативной ситуации, в которой находится человек в тот или иной момент. И говорить о том, что из-за сленга язык стал хуже или оказался «замусорен», некорректно. Язык меняется и подстраивается под обстоятельства. Это происходит автоматически. Если мы говорим о людях, которые родились в конце 80-х – начале 90-х, они росли совершенно в другом мире. Всё было иначе: не так был развит интернет, не было социальных сетей, общение происходило через письма и телефон. Сейчас ситуация с точностью до наоборот. И такие вещи влияют на формирование языка, особенно языка молодёжи. Поколения меняются, какие-то вещи уходят в прошлое, другие приобретают новое значение.


С каждым годом появляется всё больше заимствований из английского. Здесь имеет место современная тенденция билингвизма: знать два языка становится нормальным явлением. В итоге языки смешиваются, какие-то иностранные слова переходят в русскую речь. Поэтому процесс изменения языка совершенно естественный, его лучше изучать, а не критиковать.


– Чем отличается подростковый сленг в зависимости от сферы употребления: живое общение, интернет?


– Сегодня язык стремится к скорости, к сокращениям. Письменная и устная речь сейчас ассимилируют друг друга: письменная речь приобретает характеристики устной, становится более краткой, быстрой. И обмен мнениями, обмен какими-либо мыслями сейчас стал отрывочный, без распространённых предложений, только краткие ёмкие фразы. Общение подростков проходит в социальных сетях, там оно лишено приветствий и прощаний, просто происходит обмен мнениями или обмен новостями без лишних слов. Ответы на вопросы короткие, иногда просто в виде стикеров или смайлов. И это очень влияет на общение в реальной жизни: речь становится редуцированной, укороченной, появляются новые сленговые выражения, которые заменяют длинные фразы на более короткие. Происходит слияние реального общения с сетевым.

Несколько лет назад в речи подростков существовали границы: во дворе они говорили на одном языке, дома на другом, в школе на третьем. Сейчас эти границы стёрлись, и молодёжь спокойно использует один и тот же сленг независимо от ситуации. Это тоже своеобразное влияние интернета на речь. Интернет-сленгом в реальной жизни пользуются не только подростки, но и взрослые, люди других поколений. Это нормально, потому что в обществе происходит процесс цифровизации.


– Можно сказать, что подростковый сленг – это форма протеста старшему поколению?


– Любой сленг – это способ идентифицироваться, обособиться. И если мы говорим о подростковом сленге, то, конечно, здесь присутствует некий протест, попытка противопоставить себя старшему поколению. Кроме того, сленг для подростков – это способ указать на свою принадлежность к какой-либо группе.


– Существуют слова-маркеры, по которым можно понять, что ребёнок попал в деструктивную среду?


– Когда мы работаем с подростками с деструктивным поведением, речь всегда бывает материалом для анализа. Это один из факторов, на которые стоит обращать внимание, потому что среда, в которую попадает подросток, накладывает отпечаток не только на его поведение, но и на его лексику. Родителям нужно слушать ребёнка, следить за тем, что он говорит, какие новые слова появляются в его лексиконе, кроме подростковых выражений. И если, например, появилась тюремная лексика или что-то несвойственное для него, здесь уже стоит поинтересоваться, в каких группах в социальных сетях он состоит.


– Стоит ли родителям подробно вникать в лексику подростка и использовать её в разговорах с ним?


– Родителям стоит так или иначе быть в курсе лексикона ребёнка. Не нужно это углублённо изучать, но игнорировать тоже не стоит. Потому что так можно отследить какие-то негативные процессы в жизни подростка и это поможет родителям лучше его понимать. Возможно, в какие-то моменты в диалоге с подростком стоит употребить пару его фраз, но этим не нужно злоупотреблять. Взрослому уже не стать подростком, он уже не сможет войти в эту социальную группу, поэтому, когда взрослый человек начинает употреблять много молодёжных выражений, это выглядит странно. Даже сами подростки говорят о том, что из уст родителей такие выражения слышатся как нечто неестественное.


– Ругать подростка за сленговые выражения и запрещать их использовать – это родительская ошибка?


– Изменение языка – процесс необратимый. Язык живой, он обновляется, развивается, и ругать ребёнка за новые «словечки» или сленговые выражения, которые непривычны для взрослого человека, это неправильно. Надо принимать эти перемены и понимать, что это новое поколение и говорит оно по-новому. Язык современных писателей, людей образованных и грамотных, совершенно отличается от языка писателей прошлого. И потому отрицать появление новых выражений и слов в языке – это бесполезно и совершенно бессмысленно.



Вернуться к списку