Шанс на исправление. Можно ли перевоспитать трудного подростка?
Шанс на исправление. Можно ли перевоспитать трудного подростка?

Шанс на исправление. Можно ли перевоспитать трудного подростка?

27.05.2020
Шанс на исправление. Можно ли перевоспитать трудного подростка?
© pixabay.com

Обычно трудными подростками называют детей с девиантным поведением, тех, кого «воспитала улица». Часто эти ребята имеют проблемы с законом, состоят на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних. Есть ли у таких детей шанс на реабилитацию и возможно ли их перевоспитание – об этом сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказал эксперт по работе с подростками, находящимися в социально-опасном положении, Юрий Афанасьев.

 

– По каким критериям подростка относят к категории «трудных»?

 

– Такого юридического термина, как «трудный подросток», не существует. Сегодня практически каждый подросток находится в группе риска. В своё время я работал над проектом «Дети улиц» и могу сказать, что те дети, которые находились у нас на контроле, например, в комиссии по делам несовершеннолетних, это в 70-80% случаев те, кто состоял на учёте за распитие спиртных напитков. И это только те, кого поймали. На самом деле количество таких подростков гораздо больше. Есть дети, которые уже втянуты в какие-то сообщества в социальных сетях, криминальную субкультуру и прочее, а есть те, которые потенциально могут быть туда втянуты.

 

– Если говорить о тех подростках, которые могут быть потенциально втянуты в такие сообщества, как с ними работать?

 

– Главная проблема современной молодёжи, на мой взгляд, заключается в разрыве поколений. Старшие сейчас практически не являются авторитетом для младших. И до них некому донести, что можно, а что нельзя. Но чтобы не допустить деструктивных проявлений, нужно стараться постоянно увлекать подростков чем-то полезным. Мы, например, с моими единомышленниками организуем в школах военно-патриотические уроки, усиленно работаем с теми учениками, которые состоят на школьном учёте. Кроме того, работаем в качестве волонтёров в московской спецшколе №1. Эта школа как раз для трудных подростков. Что касается ребят на улицах, то здесь способ борьбы я вижу только один: постоянный и регулярный контроль и постоянное ведение социально-реабилитационной работы. Поэтому главное понять, какие формы работы более действенные.

 

– Почему поведение подростков становится девиантным? Что может послужить причиной?

 

- Где тот маркер, относительно которого мы оцениваем поведение подростка как девиантное? Да, есть фраза «отклонение от нормы», но от какой нормы? Важно понимать и чётко знать, что такое норма. Я считаю, что норма определяется обстановкой, социальной средой, в которой находятся подростки. Поэтому, говоря о девиантном поведении, мы сначала должны определить для себя, какую молодёжь мы хотим видеть, чего именно от неё мы хотим.

 

– И всё-таки, что нужно делать, чтобы выстроить диалог с проблемными ребятами?

 

– В первую очередь их нужно любить, в них нужно верить. Возрастной барьер – он присутствует всегда, и не всегда получится понять новое поколение. Но нужно видеть в них наше будущее. Я работаю с подростками и во многом их не понимаю. Однако я знаю, что они – будущее нашей страны, и об этом будущем нужно заботиться. В этих детях я заинтересован как в людях, наверное, поэтому они ко мне и тянутся. Своим подопечным я всегда говорю, что, работая с подростками, нужно развиваться вместе с ними, вместе с ними двигаться вперёд. Мы должны приходить к ним как к равным, говорить с ними на их же языке, а не общаться так, как будто вы тут гуру и знаете больше всех.

 

– То есть в работе с такими подростками типового подхода быть не может?

 

– Здесь есть типовой подход, но он не на уровне форм, он на уровне содержания. Например, с подростком, разделяющим идеи нацизма, и подростком-антифашистом надо работать совершенно по-разному. Но средство всегда одно – деятельность. Молодёжь – она очень искренняя в том, что делает. И работать с ней нужно точно так же искренне. Подростки должны видеть, что они могут менять мир. Причём это касается как обычного школьника или студента, так и трудного подростка со сложной судьбой. Но именно трудным подросткам не хватает тех старших товарищей, которые могли бы их направить, что-то объяснить, до чего они не могут дойти сами в силу возраста и обстоятельств. Поэтому нужно становиться им товарищами и организовывать для них ценностную деятельность, чтобы они чувствовали, что нужны.

 

– На что именно стоит опираться, чтобы вытащить подростка из деструктивной среды и насколько это вообще реально?

 

– В каждом, даже самом испорченном ребёнке, есть светлая и добрая частичка. Поэтому шанс на реабилитацию есть всегда. Человек по определению существо такое, что потребность в развитии в нём заложена изначально. Философ Эвальд Ильенков в своё время разработал систему реабилитации слепых и глухонемых детей и чётко показал, откуда берётся личность у человека, как она развивается. Он показал, что личность развивается только через деятельность по изменению мира и никак иначе. И если стремиться помочь трудному подростку, руководствуясь этой идеей, то всё возможно. Главное, чтобы подросток чувствовал, что он нужен и он значим.



Вернуться к списку