Какое влияние негативный контент оказывает на психику подростков
В январе 2019 года экспертами ВЦИОМ был проведён опрос среди взрослых и подростков (14–17 лет) на тему влияния социальных сетей на их поведение. В основном респонденты утверждали, что находили в Сети положительный контент. Однако 28% подростков сообщили, что видели сцены насилия, 16% – пропаганду наркотиков, 19% – призывы к самоубийствам. При этом подростки отмечали, что их интерес к «плохим» группам сформирован не самими соцсетями, а реальными предпосылками: 49% подростков считали, что такой интерес вызван психологическими проблемами, 31% – конфликтами со сверстниками, 29% – отсутствием родительского контроля.
О том, почему несовершеннолетних привлекает негативный контент, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала психолог отдела ранней профилактики семейного неблагополучия ГБУ «Семейный центр» «Гелиос» Елена Павлова.
– Почему подростки проявляют больший интерес к контенту со знаком минус?
– В подростковом возрасте дети решают для себя непростые жизненные задачи, пытаются понять себя, своё «Я», ищут своё место в мире. Кроме того, пубертатный период сопровождается гормональным всплеском, который является причиной резких перепадов настроения: внезапно возникающий гнев, грубость, истерики. Агрессия всегда направлена либо на себя, либо на окружающих. Подростки только учатся контролировать свои эмоции, поэтому не всегда могут сдерживаться. Агрессия для них – способ продемонстрировать своё внутреннее состояние, поэтому некоторые дети даже ищут повод, чтобы её проявить, выплеснуть эмоции.
Во время подросткового периода личность ребёнка находится в процессе становления. Однако молодые люди стремятся к тому, чтобы ощущать свою индивидуальность, выделяться среди окружающих. Делать это при помощи деструктивных вещей иногда гораздо проще, чем при помощи позитивных. Отсюда и интерес к негативному контенту.
Также увлечение деструктивной информацией бывает связано с внутренним состоянием подростка. Он страдает, переживает из-за чего-то, и единственное, на чём он концентрирует внимание – негатив. Он либо ищет то, во что он мог бы выплеснуть свою внутреннюю боль, либо ищет таких же, как он, чтобы в них обрести поддержку.
– С чем связан тот факт, что кумирами молодёжи становятся личности с маргинальным поведением?
– Психология подростков такова, что они стремятся обрести свою индивидуальность. Однако парадокс в том, что они также стремятся находиться в группе единомышленников, но при этом не сливаться с ними, выделяться среди них любым способом. Чаще всего стремление выделиться сводится к протестному поведению. Сделать татуировку, покрасить волосы в необычный цвет, сделать пирсинг – всё это примеры протестного поведения в погоне за индивидуальностью.
Если говорить о кумирах, то их поведение как раз построено на подростковых принципах: делать всё наперекор, не считаться с мнением общественности, эпатировать. Если почитать их биографию, то, как правило, они из неблагополучных семей, у них сложные отношения с родителями, их не понимают в школе, не принимают сверстники. И именно такой образ очень близок подросткам, в своих кумирах они находят себя, ощущают себя с ними на одной волне. И, глядя на их популярность, многие подростки делают вывод, что можно не стремиться решить свои проблемы, не нужно придерживаться каких-либо правил и прикладывать усилия для того, чтобы добиться чего-то в жизни, стать звездой. Именно поэтому эти кумиры так привлекают внимание детей, они демонстрируют лёгкий путь к достижению материальных благ.
– В Интернете распространяется такое явление, как треш-стримы. Какое влияние они могут оказывать на подростковую аудиторию?
– Ещё в Древнем Риме, как мы знаем, толпа требовала «хлеба и зрелищ», и у всех на глазах императоры решали судьбу гладиатора. Подобное сейчас мы наблюдаем в Интернете. Агрессия, жестокость, унижение, которые демонстрируются в виртуальном пространстве ради популярности, ради большого количества просмотров и лайков. Эти вещи всегда привлекали человеческое внимание, поэтому появились треш-стримы, которые собирают большую аудиторию. Подростки, просматривая подобный контент, путают проявление агрессии с проявлением свободы, к которой они так стремятся. Им кажется, что за такую «свободу» не нужно нести ответственность, это провоцирует ощущение безнаказанности.
Кроме того, человек сам по себе склонен к агрессии, и если взрослые люди справляются с ней при помощи работы, спорта, компьютерных игр, то подростки находят решение в Интернете. Когда они смотрят треш-стримы, деструктивный контент, происходит некий выплеск негативной энергии.
– Верно ли полагать, что современная подростковая культура основана на агрессии?
– В семье каждого трудного подростка можно найти как минимум две-три причины, которые являются катализатором агрессии. Это может быть, например, стиль воспитания, стиль общения с ребёнком, который мог передаваться из поколения в поколение, и сегодняшние родители не понимают, что делают что-то неправильно, так как их самих так воспитывали. Бывает, что инструментом воспитания становится агрессия. Родители считают, что просто строги с ребёнком, а на самом деле они демонстрируют модель агрессивного поведения, которую ребёнок будет использовать в общении с окружающими. Важно помнить, что дети делают не то, что мы им говорим, а то, что делаем мы сами.
Кроме того, когда в семье присутствует агрессивная манера воспитания, детско-родительские отношения здесь априори не будут доверительными и крепкими. Подросток в такой семье начинает искать поддержку со стороны, искать пути выплеска негатива среди своих сверстников. Соответственно, агрессивная подростковая культура идёт, в первую очередь, из семей.
– Как переключить внимание ребёнка на позитивный контент?
– Когда между родителем и ребёнком налажены доверительные отношения, ребёнок знает, что у него есть люди, которые его ценят, которые его уважают и к которым он может в любой момент обратиться за помощью, шанс, что он увлечётся негативным контентом очень мал. Однако, если так сложилось, то переключить внимание подростка на что-то позитивное и безопасное гораздо легче, если родитель является для ребёнка авторитетом. Поэтому в первую очередь для того, чтобы обучать подростка грамотному потреблению интернет-контента, нужно сначала наладить с ним дружеские отношения. Не нужно сразу осуждать или наказывать, родитель должен проявить интерес и попытаться обсудить с ребёнком просмотренный контент. Мама и папа должны прислушиваться к его мнению и давать ему возможность высказаться. Именно тогда есть шанс, что и ребёнок будет прислушиваться к родителям в дальнейшем.