Как в Европе работают со сложными подростками
Количество детей и подростков, ежегодно попадающих в исправительные учреждения за совершенные преступления, в Центральной и Восточной Европе сократилось с 45 000 до 5000. Такие данные были озвучены на конференции ЮНИСЕФ в Сараево по вопросам детской преступности в феврале 2020 года. В Детском фонде считают, что это связано с повышением минимального возраста уголовной ответственности, использованием других, не связанных с заключением, видов наказания для несовершеннолетних правонарушителей, а также с введением программ поддержки подростков, освободившихся из заключения.
О европейском опыте работы с трудными подростками сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказал профессор факультета социальных наук Государственного университета города Хельсинки Сергей Беляев.
– Как устроена профилактическая работа с подростками в Европе?
– В Европе, в частности в Финляндии, высокий статус у полиции. Поэтому полицейский для ребёнка практически второй герой после Деда Мороза. Его мнение очень значимо. Однако финские подростки чувствуют себя достаточно раскованно. Если они не переступают закон, им даже не сделают замечание. Это очень важный момент для понимания устройства профилактической работы в Европе: там чётко проводится грань между законностью поступка и незаконностью. Если ты шумишь в общественном месте – это невежливо, если же ты при этом кого-то обижаешь, это уже незаконно.
– Одним из важных этапов профилактики является организация досуга подростков. Как и кто этим занимается в Европе?
– Если говорить о Финляндии, там не выделяется организация досуга подростков как отдельный сегмент. Досуг организуется в целом для всех граждан, всё направлено на то, чтобы родители и дети проводили как можно больше времени вместе. Например, в выходные и праздничные дни не работают торговые центры. Это сделано для того, чтобы мотивировать людей проводить больше времени с семьёй. В эти дни организуются различные форумы, соревнования, фестивали и конкурсы, праздники, в которых люди могут участвовать семьями.
– На формирование личности ребёнка влияет много факторов. Один из ключевых – атмосфера в семье. Как кризис в отношениях родителей может отражаться на психическом состоянии подростка?
– Вообще кризис – вещь нормальная, и иногда даже развод может сыграть на пользу, в том числе и для психики ребёнка. Важно учитывать сопутствующие факторы: в каких отношениях с родителями был ребёнок до кризиса, в каком возрасте он находится, какова его среда и окружение. Проблема, скорее, не в том, что у родителей возникают кризисы, а в том, что, когда в семье появляются какие-то нестыковки, мама и папа начинают решать свои проблемы и часто забывают про детей. В этом случае кризис приводит к потере контакта с ребёнком. И это гораздо серьёзнее. Ребёнок в принципе развивается в атмосфере перемен, и, если отношения родителей меняются, он может спокойно это воспринять. Но только если вокруг него правильная среда и ему оказана правильная поддержка.
– Если продолжать разговор о кризисах, как с наименьшими потерями пережить пубертатный период?
– В этот период человек переживает не самые приятные эмоции, но это необходимая и важная вещь. Нельзя выйти на новый этап, приобрести новые знания и умения, не пережив кризис. И здесь, с точки зрения родителей, важно создать ресурсную среду, где ребёнок получит поддержку, куда он сможет обратиться за помощью. Важно дать понять, что его слышат, ему сопереживают, его понимают. С другой стороны, из-за желания помочь нельзя проходить трудный период за ребёнка. Возьмём простой пример кризиса семи лет, когда ребёнок переходит из детского сада в школу, привыкает к новой среде. Если родители начинают выполнять за него домашние задания, начинают помогать абсолютно во всём, они не дают ему пройти этот кризис самостоятельно.
Задача ребёнка – самому сменить образ жизни с игрового на учебный. Родители должны проявлять понимание, создать комфортные условия, оказывать моральную поддержку и давать оценку результатам его трудов (похвала там, где она нужна, конструктивная критика там, где она необходима).
– Как в Европе организована ресоциализация трудных подростков?
– В Финляндии в принципе нет категории «трудный подросток». Если говорить о ресоциализации подростков, которые преступали закон, то здесь всё направлено на то, чтобы не поставить штамп на ребёнке, не повесить ярлык. Подростку назначают наказание. Однако дальнейшая работа с ним выстраивается таким образом, чтобы разобраться в причинах, почему он совершил правонарушение, и выработать механизм воздействия, чтобы он больше это правонарушение не совершал.
– Что вы думаете о проблеме зависимости от социальных сетей на мировом уровне?
– Мы становимся зависимы нет от самих социальных сетей, а от социального взаимодействия. Потому как такое взаимодействие менее энергозатратно: мы не тратим силы на очные встречи, а спокойно сидим дома и получаем признание, внимание, общение, просто выложив красивую фотографию в сеть. Опасность заключается в том, что создаётся иллюзия, что вы делаете что-то полезное и значимое. Для мозга неважно, где именно вы получаете одобрение: в реальной жизни от реальных людей или в виртуальном мире.
Кроме того, чем выше уровень активности в социальной сети, тем ниже уровень общения и социальной активности в реальной жизни. И чем чаще человек получает одобрение в соцсети, тем ниже становится его потребность получать одобрение в реальной жизни более сложным путём – с помощью реальных действий и достижений.
Наш мозг интерпретирует любую информацию, которую он может найти за пару кликов, как будто бы она у него уже есть. Поэтому снижается уровень потребности в саморазвитии и самообразовании. В итоге современные люди меньше общаются на разные темы, меньше обмениваются полезной информацией. И это приводит к деградации мышления.
– Кибербуллинг – проблема международного масштаба. Как с ней эффективно бороться?
– Я бы не выделял проблему кибербуллинга как отдельную. Есть буллинг, приставка «кибер» – лишь отражение нашей реальной жизни, и всё, что делает человек в реальной жизни, он делает и онлайн. В интернете он обладает большей анонимностью, поэтому и большей свободой. Кроме того, есть проблема реагирования других людей. То, что люди не терпели бы и осуждали в реальности, они могут терпеть и замалчивать в киберпространстве.
Мы как социальные существа находимся в постоянной потребности борьбы за иерархию. И если взрослые могут бороться за иерархию знаниями и умениями, навыками, социальным статусом, уровнем интеллекта, то у детей в этом смысле достаточно ограниченный спектр. Здесь буллинг выступает в роли социального корректора, когда человек пытается утвердится за счёт другого. Это вполне естественный социальный процесс, и его невозможно победить как явление. А вот контролировать рамки буллинга, как в виртуальной, так и в реальной жизни, очень важно. Необходимо определить ту грань, через которую переступать нельзя, и информировать об этом людей, чтобы они чётко понимали, что допустимо, а что является нарушением и преступлением.