Формирование ценностных ориентаций учащихся. Информационная безопасность

Формирование ценностных ориентаций учащихся. Информационная безопасность

06.09.2022
Формирование ценностных ориентаций учащихся. Информационная безопасность
© freepik.com

Сегодня социализация детей происходит не только в реальном, но и в виртуальном мире. Поэтому духовно-нравственному воспитанию, помогающему подростку противостоять деструктивному информационному воздействию, в школе отводится ключевая роль. Руководитель Аналитического центра по мониторингу и профилактике деструктивного поведения подростков и молодёжи, заместитель директора ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО) Татьяна Демидова рассказала сотрудникам АНО «ЦИСМ» о том, как ценностные ориентации детей влияют на их взаимодействие с медиасредой, и каким образом школа может обеспечить информационную безопасность своих учеников.


– Сейчас очень много внимания уделяется воспитательной роли школы. Определены ли общие для всех российских школ подходы к организации воспитательной работы?


– Воспитание детей традиционно осуществляется на различных уровнях. При условии согласованности воспитательных усилий семьи и образовательной организации происходит формирование нравственно-волевого поведения детей и подростков, осознание базовых этических понятий и становление моральных убеждений, вырабатываются устойчивые привычки и навыки нравственного поведения, формируются ключевые ценностные ориентации.


Сегодня на школу возложена прямая задача по формированию ценностных ориентаций обучающихся. Духовно-нравственное воспитание в школе является приоритетным, и это отражено в ряде федеральных нормативно-правовых документов: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартах, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии научно-технического развития и других основополагающих документах.


Кроме того, важнейшей общей целью воспитательной работы должно быть формирование у обучающихся ориентации на ключевые ценности российского общества, такие как любовь к Родине, честность, доброта, милосердие, сопереживание, справедливость, коллективизм, дружелюбие и взаимопомощь, уважение к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям, к ценностям семьи.


В этом году разработаны новые примерные программы воспитания, которые задают единую канву и подходы к организации воспитательной работы в школе. Вместе с тем средства воспитания, т.е. методы, формы, технологии формирования духовных и нравственных ориентиров у учащихся многообразны и тесно связаны с укладом жизни конкретной школы, её традициями, социокультурным окружением и другими факторами. Хочу отметить, что успешность воспитания определяется педагогическим мастерством, гражданской позицией учителя, положительным опытом такого воспитания в конкретной образовательной организации и степенью готовности педагогического коллектива к внедрению инновационных методик и практик.


– Как Вы считаете, ценностные ориентации детей влияют на их взаимодействие с информационной средой?


– Конечно, ценностные ориентации личности влияют на все виды внешнего взаимодействия, в том числе и с информационной средой. Детей от потока информации изолировать невозможно, они сталкиваются с негативным медийным воздействием, пропагандой девиантного поведения, криминального образа жизни, идей экстремизма и т.д. Ценности, которыми они обладают, являются их убеждениями, установками, сложившимися на сегодняшний день. В зависимости от них дети воспринимают информацию и реагируют на неё определённым образом. Ценностные ориентации помогают им дифференцировать любую поступающую информацию по её положительной или отрицательной значимости и делать соответствующие выводы.


– Что такое «информационная безопасность личности»?


– Данное понятие можно рассмотреть с двух сторон. С одной стороны, согласно российскому законодательству, информационная безопасность детей – это состояние защищённости детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).


Это, можно сказать, внешняя сторона информационной безопасности. Внутренняя же её составляющая заключается в способности личности самостоятельно противостоять различным угрозам в сети Интернет, в умении выявлять манипулятивные приёмы, пропаганду девиаций, защищаться от деструктивного информационного воздействия. И наша задача – обеспечить информационную безопасность детей с обеих сторон.


– Каким образом школа может участвовать в обеспечении информационной безопасности своих учеников?


– Школа должна содействовать минимизации рисков, связанных с цифровой социализацией подрастающего поколения: от наличия в виртуальном пространстве противозаконной, неэтичной и вредоносной информации до кибербуллинга и угроз, связанных с возможным формированием аддиктивного склада личности у пользователя, виртуальной реальности (зависимости от компьютерных игр, социальных сетей и др.).


Актуальна также работа по мониторингу социальных групп и аккаунтов обучающихся в сети Интернет. Это позволит своевременно выявлять факты социально опасного поведения обучающихся, негативную информацию, пропагандирующую девиантные ценности и формирующую одобрительные установки детей и молодёжи в отношении деструктивного поведения.

Отмечу, что сейчас в школах разрабатываются локальные акты, направленные на обеспечение информационной безопасности обучающихся.


Сегодня с уверенностью можно сказать, что медиапространство и далее будет усиливать своё воздействие на развитие личности. Это потребует от системы образования проведения действенных мероприятий по развитию информационной культуры у всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов и родителей. В ходе конструирования мероприятий с детьми и подростками следует стремиться к формированию у них таких характеристик, как критическое мышление, способность противостоять манипуляциям, ответственность, ориентация на гуманистические ценности.


Уверена, что необходимо привлекать к этой работе не только педагогов, но и волонтёров из числа родителей, активных детей и представителей общественных объединений и организаций.


– По Вашему мнению, должна ли учитываться в системе оценки качества образования работа по обеспечению информационной безопасности учащихся?


– Конечно, да. В настоящее время это направление работы системы образования является неотъемлемой частью оценки качества образования. Например, в рамках Национальных исследований качества образования (НИКО) с этого года будут проводиться исследования безопасности образовательной среды, включающие такие аспекты, как соблюдение учащимися приватности и личных границ в сети Интернет, управление персональными данными, знание правил безопасного общения и переписки, способность контролировать время, проведённое в социальных сетях или компьютерных играх.

Надеемся, что результаты исследований будут полезны для школ при организации дальнейшей работы в этом направлении.


Другие статьи по теме:


Профилактика деструктивного поведения: как школа влияет на личность ребёнка?


Дети в цифровой среде: как научить ребёнка основам сетевой безопасности





Вернуться к списку