Чему учат детские ссоры? Как говорить с ребёнком о конфликтах

Чему учат детские ссоры? Как говорить с ребёнком о конфликтах

09.02.2021
Чему учат детские ссоры? Как говорить с ребёнком о конфликтах
© depositphotos.com

Согласно исследованиям, проведённым Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО в 2020 году, в конфликтных ситуациях среди детей более распространены физические атаки, чем конструктивные действия. Однако конфликты между подростками необходимы, они помогают им социализироваться и учат грамотному общению. Поэтому взрослым нужно обучать детей решать возникающие разногласия мирным способом, учить их находить компромисс и делать правильные выводы.

 

Директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Наталья Агре рассказала сотрудникам АНО «ЦИСМ» о том, как извлечь из конфликта максимум пользы и почему иногда не стоит вмешиваться в детские ссоры.

   

Какие особенности решения конфликтов существуют в подростковом возрасте?

 

– Сейчас распространено мнение, что большая часть конфликтов между подростками сосредоточена в интернет-пространстве, где дети делятся мнением, находят единомышленников, разделяются на группы. В прошлом году нашим Институтом было проведено исследование конфликтов между подростками в реальной жизни и Интернете. Оказалось, для большинства детей виртуальные конфликты не являются большой проблемой. По словам подростков, если в социальных сетях при общении с другими им что-то не нравится, они просто либо выходят из чата, либо блокируют неприятного собеседника. Иначе обстоят дела с конфликтами в реальной жизни. Их решение детям даётся сложнее.

 

– Почему дети прибегают к физическому насилию во время конфликтных ситуаций?

 

– Частой практикой для родителей в воспитательном процессе бывают повышение голоса и физические наказания. Нужно понимать, что ребёнку свойственно переносить домашнюю атмосферу на любую другую среду, в которой он находится вне семьи. Для того, чтобы понять, почему ребёнок использует в решении конфликтов физическое насилие, необходимо обратить внимание на взаимоотношения в семье, как между собой общаются родители, как разговаривают с ним.

 

На поведение ребёнка также влияет информационное окружение: телевизионная среда, Интернет. И если взрослые в этой среде позволяют себе повышать голос, прибегать в какому-либо физическому насилию или воспринимают насилие как нечто само собой разумеющееся, ребёнок переносит эту модель поведения в ту среду, где строит общение со сверстниками и окружающими, и уже не считает, что насилие – это отклонение от общепринятых норм.

 

– Если ребёнок конфликтует со сверстниками, как должны вести себя родители?

 

– В первую очередь с ребёнком необходимо поговорить. Причём поговорить без заранее сформулированной обвинительной позиции. Разговор нужно строить, начиная с обсуждения того, что в целом происходило в школе, какие там дела, обсудить, какие у ребёнка взаимоотношения с одноклассниками, есть ли какие-то трудности или может быть его что-то расстраивает и беспокоит. Если ребёнок сам расскажет о том, что произошло, значит он уже сожалеет о содеянном. Если же подросток не решился рассказать о случившемся, родитель должен постараться сам к этому подвести, аккуратно и в рамках беседы. Самое важное – разобраться в причинах произошедшего и понять, какую роль в случившемся играл ребёнок, какие выводы он сделал и как собирается вести себя теперь.

 

Далее, в зависимости от услышанного, можно попробовать что-то посоветовать, дать напутствие или постараться объяснить, что физическое насилие не решает проблем. И, конечно, помочь ребёнку вернуться к обычной жизни: спокойно пойти в школу, возможно, попросить прощения или попытаться поговорить с тем, с кем возник конфликт. Важнейшая роль родителя – быть другом, а не обвинителем.

 

– Какова роль педагога в разрешении школьных конфликтов?

 

– Здесь также должен быть разумный подход. Безусловно, существуют и такие ситуации, в которых дети могут разобраться сами. Если у педагога установлена хорошая крепкая связь с учениками, то в условиях конфликта он должен побеседовать со всеми вместе и с каждым по отдельности. Педагог должен быть медиатором, для того чтобы не просто найти виноватых, а помочь разрешить конфликт, понять причины его возникновения и направить инцидент в положительное русло. Если же ситуация достаточно сложная и у самого педагога много вопросов, как поступить правильно, всегда можно обратиться за помощью к школьному психологу. Самое главное – не запустить ситуацию и не потерять над ней контроль.

 

Кроме того, если преподаватель видит, что один из его учеников склонен к физической агрессии, необходимо попытаться перенаправить его энергию во что-то более конструктивное, например, в спорт. Таким образом помочь ребёнку избавиться от негативных эмоций и использовать агрессию для достижения высоких результатов и спортивных побед.

 

– В одной из публикаций на сайте Института вы упоминаете о том, что конфликт нужно превращать в полезный ресурс. Как это возможно сделать?

 

– Основная идея заключается в том, что любой конфликт – это всегда опыт, и любой опыт полезен. Поэтому к конфликту, если это возможно, нужно относиться не как к происшествию, а как к событию, которое можно проанализировать и сделать полезные выводы. На самом деле у детей должны быть конфликты, они помогают им учиться общению, помогают социализироваться, находить компромисс. Безусловно, взрослые должны следить за сложившейся конфликтной ситуацией, чтобы не доводить её до критической, но при этом стараться не вмешиваться, если в этом нет необходимости.

 

– Какие рекомендации можно дать родителям для предупреждения конфликтных ситуаций?

 

– Основа профилактической работы – показывать собственный пример: выстраивать грамотные отношения в семье, с окружающими, здоровые детско-родительские отношения, в которых мама и папа разговаривают с ребёнком, слушают его, уважают его мнение. Потому что дети считывают все нормы поведения взрослых, родители для них становятся первой моделью поведения, которая определяет отношение ребёнка к остальным людям.



Вернуться к списку