Цифровая репутация подростков
Цифровая репутация подростков

Цифровая репутация подростков

10.01.2023
Цифровая репутация подростков
© freepik.com

Согласно опросу, проведённому Лигой безопасного Интернета в 2022 году, 50,4% родителей признали, что их ребёнок проводит слишком много времени в Интернете, а 46% педагогов считают, что у детей есть интерес к опасному контенту. Детский и семейный психолог, кандидат психологических наук, доцент Кафедры психологии личности Санкт-Петербургского  государственного университета Наталья Искра рассказала сотрудникам АНО «ЦИСМ» о том, почему подростки проявляют интерес к потреблению и размещению деструктивного контента в социальных сетях, и какие действия могут предпринять родители, чтобы у их ребёнка сформировалось адекватное представление о своей цифровой репутации.


– Что означает понятие цифровой репутации? По каким признакам можно охарактеризовать негативную и позитивную репутацию человека в сетевом пространстве?


Цифровая репутация – это некий образ, имидж пользователя, который складывается на основании информации, размещённой в сети Интернет. Когда мы говорим о сетевом поведении подростков, наиболее значимыми являются такие понятия, как цифровой след и цифровое облако. Цифровой след – слой, на который человек может оказывать непосредственное влияние, поскольку его составляют посты, фотографии, отзывы, репосты, которые он размещает в сети (самопрезентация). Цифровое облако – слой, состоящий из публикаций о человеке, размещаемых другими людьми (например, фото или видео с его участием). Он, к сожалению, не так хорошо контролируется, поэтому временами в интернет попадает нежелательная информация.


На формирование цифровой репутации влияет, во-первых, наличие или отсутствие деструктивного контента, поскольку деструктив неизменно провоцирует конфликты и отрицательно сказывается на восприятии пользователя окружающими. Во-вторых, – пропорция размещённых на странице профиля спама и контента, несущего ценность и смысл.


Рассуждая о цифровой репутации важно отметить, что как в реальном, так и в сетевом пространстве мнение о человеке складывается достаточно быстро. За первые 15 секунд очного знакомства формируется первое впечатление, которое может не меняться годами даже в случае получения разной информации и установления дальнейших контактов. Исследования показывают, что мнение о страничке пользователя в сети складывается ещё быстрее. Поэтому к наполнению контентом своего профиля в соцсетях определённо стоит относиться с большой ответственностью.


– Каково основное отличие позиционирования себя в интернете у взрослого и у подростка?


– Чтобы понять, как именно подросток позиционирует себя в сети, нужно обозначить характерные особенности, присущие этому возрастному периоду в целом. На этапе взросления у детей наблюдается очень важное поведенческое новообразование, которое описал в своих исследованиях российский психолог Л.С. Выготский: именно в подростковый период ребёнок начинает воспринимать себя как отдельный физический и социальный субъект, предъявлять себя в мире опосредованно. Как правило, подростки стремятся продемонстрировать индивидуальные особенности и достижения, например, обладание ценными предметами и одеждой. Они часто публикуют в своих блогах видео, в которых показывают, что могут совершить какое-то интересное действие, повторить что-то популярное. Эта самопрезентация в интернете является для них крайне важной, поскольку становится своего рода проверкой и даёт ответ на вопрос «А правильно ли я о себе думаю?».


В отличие от взрослого подросток в сети пытается познать себя за счёт получения обратной связи о том, какой он, сформировать я-концепцию. Он публикует много личной информации, чтобы лучше изучить себя. С одной стороны, это хорошо, ведь происходит важный процесс самопознания. С другой стороны – когда ребёнок формирует несколько виртуальных образов, это не всегда работает на его целостность, часто даже приводит к фрагментарности я-образа.


В свою очередь, взрослые (психологически зрелые) люди используют интернет не для самоутверждения и поиска себя, а скорее для поддержания социальных связей. Конечно, у них тоже есть странички в социальных сетях, но на них, как правило, размещено немного публикаций, отражающих какие-то основные моменты их приватной жизни. Профили взрослых содержат в разы меньше личной информации в сравнении с аккаунтами детей и подростков.


– Какое влияние на детей оказывает пример сетевого поведения взрослого окружения? Каких принципов/правил самопрезентации взрослым следует придерживаться?


– Пример сетевого поведения взрослых, безусловно, влияет на модель поведения детей в цифровом пространстве. Но важно понимать, что подражают взрослым они ровно до того момента, как становятся подростками. Это обусловлено отчасти тем, что одной из «задач» подросткового возраста является стремление делать всё наоборот. Начиная примерно с 11 лет их страницы в социальных сетях могут становиться диаметрально противоположными по содержанию и оформлению страницам родителей. Это их способ заявить: «я – другой, я – взрослый, у меня свои правила жизни». То есть, причина деструктивного поведения ребёнка в сети не заключается в плохом примере со стороны взрослых.


Взрослым необходимо и самим вести себя в интернете ответственно и разговаривать о цифровой безопасности со своими детьми. Очень важно, чтобы информация преподносилась не как нотация, а как дружеский совет. Так, если ребёнок становится свидетелем того, как вы размещаете пост с фотографиями, можно ненавязчиво в ходе диалога объяснить ему, почему вы выбрали именно эти снимки для публикации в интернете: «Я бы не хотел, чтобы эту фотографию мог кто-то репостнуть, это личная информация, которую я оставляю себе, а вот этим снимком готов поделиться». Постарайтесь донести до подростка мысль о том, что вся информация, которую он выкладывает в сети Интернет, становится доступной большому количеству неизвестных людей. Тогда в будущем, при размещении контента, он сам начнёт задаваться вопросом, готов ли делиться той или иной информации со всеми.


– Почему подростки уверены в том, что, публикуя деструктивный контент, приобретают хорошую репутацию? Каковы предпосылки такого поведения в сети?


– Отчасти уверенность в том, что деструктивные действия могут положительно влиять на формирование нашей репутации и популярности, обусловлена человеческой природой. Мы всегда проявляем больший интерес к негативной информации, это заложено в нашей психике. Поэтому некоторые блогеры специально, чтобы продвигать себя, публикуют контент, который вызывает спор в комментариях, собирает много дизлайков.


Кроме того, причиной интереса подростков к размещению негативной информации в сети является характерная для их возраста особенность – демонстративность. Они хотят привлечь к себе внимание любой ценой. И иногда интуитивно, иногда на примере других сверстников им становится понятно, что проще и быстрее заявить о себе можно за счёт проявлений деструктивного поведения.


Важно также отметить влияние, которое на детей оказывают семейные стили воспитания. В современных семьях зачастую дети получают обратную связь от родителей, только когда делают что-то не так. Если они хорошо выполняют задания, вовремя приходят домой, поддерживают порядок в своей комнате, об этом не принято говорить и, тем более, поощрять. Как только они начинают вести себя плохо, родители тут же обращают на них внимание. Таким образом, учитывая сильную занятость и темп жизни в современном обществе, чаще всего дети к подростковому возрасту хорошо понимают, что, если они хотят получить от взрослых обратную связь, нужно совершить какое-то действие со знаком «минус».


– Почему важно, чтобы репутация ребёнка в интернете была позитивной, и что могут сделать родители, чтобы у него сформировалось адекватное представление о своей цифровой репутации?


– Это важно, поскольку цифровой след остаётся на всю жизнь. Даже если мы удаляем какой-то контент, он может всё равно спустя некоторое время где-то обнаружиться. С подростком необходимо обсуждать влияние, которое могут оказывать данные, публикуемые в социальных сетях, на его будущее. Так, стоит разговаривать с ним о том, кем он хочет стать, в какой компании работать, задать вопрос: «Как ты думаешь, если твой будущий начальник посмотрит твой профиль, это как-то повлияет на его решение о приёме на работу?».


Формирование у ребёнка адекватного представления о своей цифровой репутации тесно связано с введённым Л.С. Выготским понятием «зона ближайшего развития» – тем, что ребёнок может сделать вместе со взрослым, но ещё не готов сделать сам. Подобно тому, как родители учат детей ездить на велосипеде (сначала полностью держат велосипед, потом слегка придерживают седло, затем бегут рядом и, в конечном итоге, отпускают велосипед), также им нужно сопровождать самопрезентацию ребёнка в Интернете. Взрослым стоит вместе с детьми создавать их первые странички в социальных сетях, помогать размещать контент, то есть «держать велосипед». А потом постепенно начать отпускать его, успев перед этим вложить в ребёнка важные личностные установки и ценности.


Есть три основные принципа, которым родителям необходимо научить своего ребёнка, чтобы его цифровая репутация была позитивной:


  • Креативность (публикация созидательного контента, который содержит нотку творчества, вдохновляет других пользователей);
  • Дружелюбие (доброжелательное отношение к другим пользователям);
  • Аутентичность (соответствие размещаемой в сети информации взглядам ребёнка, его ценностям, нормам).

Другие статьи по теме:


Цифровой портрет: как себя видят в соцсетях молодёжь и подростки? 



Вернуться к списку