Профилактика деструктивного поведения: как школа влияет на личность ребёнка?
Дети школьного возраста в наибольшей степени восприимчивы к эмоционально-ценностному и духовно-нравственному развитию и воспитанию. Именно поэтому ключевую роль в становлении личности ребёнка играют семья и образование. Кандидат социологических наук, заместитель директора ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (ФИОКО) Евгений Нижник рассказал сотрудникам АНО «ЦИСМ» о том, как школа влияет на формирование личных качеств и ценностей обучающихся и как проводится профилактическая работа с детьми и родителями.
– Какова роль Аналитического центра ФИОКО в системе профилактики деструктивного поведения подростков и молодёжи?
Цель организации – повысить эффективность профилактической работы в каждой конкретной школе. С 2021 года Аналитический центр ФИОКО формирует систему мониторинга в сфере профилактики деструктивного поведения детей и обучающейся молодёжи, которая включает сеть координаторов – сотрудников региональных и муниципальных органов управления в сфере образования, а также тьюторов – сотрудников институтов развития образования, аналитических и методических центров. Сегодня к ней подключаются представители школ, специалисты по воспитательной работе.
Аналитический центр собирает, анализирует практики и модели воспитательной и профилактической работы, разрабатывает методические рекомендации для образовательных организаций, обучения и повышения квалификации всех участников системы мониторинга.
– Каким образом школа влияет на формирование личности ребёнка с точки зрения профилактики девиантного поведения?
– Школа стремится воспитать личность, устойчивую к влиянию неблагоприятных девиантогенных факторов среды. Эта работа направлена на формирование морально-нравственных норм и правильных ценностей: ориентации, связанные с жизнью, здоровьем и безопасностью человека, в области социального взаимодействия и личностного развития, в том числе ценности труда, знаний, творчества и саморазвития. Большое значение имеет правовое и гражданское воспитание. Важно, чтобы личность была законопослушной не из-за страха перед наказанием, а вследствие понимания справедливости и необходимости установленных правил для жизни человечества.
– Как выстроена работа по профилактике девиантного поведения среди школьников? Какие специалисты её проводят?
– Используется трёхуровневая модель профилактической работы. Первичная профилактика охватывает всех обучающихся. Прежде всего, школьное воспитание связано с формированием комфортной и безопасной образовательной среды с высоким уровнем физического и психологического благополучия учащихся. Первичная профилактика – задача всего педагогического коллектива. Важнейшим звеном воспитательной работы в школе является классный руководитель, который ежедневно общается с учащимися, знаком с каждой семьёй, осведомлён о складывающейся в детском коллективе ситуации. Важно, чтобы педагоги следовали духовно-нравственным ценностям и установкам, были позитивным примером для своих воспитанников.
Вторичный уровень – профилактическая работа с отдельными категориями группы риска отклоняющегося поведения. В эту группу входят школьники со сложностями в обучении и развитии, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, из неблагополучных семей. Выявление и сопровождение таких обучающихся является основной задачей педагогов-психологов и социальных педагогов.
При проявлении девиантного поведения, например, совершении правонарушений, обучающиеся могут быть поставлены на профилактический учёт в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также на внутришкольный учёт. В этом случае уже задействован уровень третичной профилактики, когда ведётся индивидуальная работа по устранению неблагоприятных факторов и условий, коррекции и реабилитации личности правонарушителя. Большую роль в профилактической деятельности на всех уровнях играет служба школьной медиации (примирения), цель которой – урегулирование конфликтов с помощью медиативно-восстановительных технологий.
– Какое количество школьников в классе входит в группу риска?
– Количество обучающихся группы риска в классах колеблется в пределах от 0 до 6 человек, но чаще всего это 1 учащийся. Данный параметр будет очень отличаться в разных школах в зависимости от ряда условий. В первую очередь, играет роль уровень физического и психического здоровья, а также социального благополучия в том населенном пункте или районе города, где находится школа. Средний уровень культуры и образования населения, количество семей, находящихся в социально опасном положении, показатели безработицы, алкоголизма, наркомании – всё это имеет значение. Также важен статус образовательной организации: в гимназиях и лицеях с высокими образовательными результатами процент обучающихся группы риска всегда ниже.
– Каким образом дети с девиантным поведением влияют на психологический климат в школьном коллективе?
– Возможны две ситуации: либо дети с девиантным поведением влияют на психологический климат в классе, либо сам коллектив положительно воздействует на этих учащихся. Чтобы оценить степень возможного негативного влияния на подростковую тренинговую группу, педагоги-психологи учитывают уровень стойкости отклоняющихся убеждений, полученный школьником девиантный опыт, его личностные особенности, например, наличие или отсутствие лидерских качеств. Также оценивается и степень возможного влияния коллектива на личность. Если группа учащихся обладает правильными ценностями, позитивными моделями коммуникации, сильным лидером, опытом волонтёрской деятельности и других общественно полезных дел, то, скорее всего, психологический климат радикально не пострадает. Такой коллектив, действительно, может корректировать девиантное поведение подростка. Конформизм и идентификация – эти механизмы работают у каждого человека, поэтому такой способ профилактической работы успешно используется в образовательных организациях.
– Какие особенности личности учащегося влияют на возможность развития девиантного поведения? Какую профилактическую работу проводят в этом ключе специалисты?
– Личностные особенности, которые являются фактором риска развития девиантного поведения, могут быть как врождёнными, так и быть следствием нарушений социальной ситуации развития, педагогической запущенности. К врождённым чертам относят ригидность, возбудимость, импульсивность, низкую выносливость и работоспособность, чрезмерную или, напротив, недостаточную активность, органические и функциональные нарушения ЦНС, другие расстройства психики. Повлиять на данные конституционально-биологические черты не может ни педагог, ни психолог. Поэтому ребёнок своевременно должен направляться на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), получать при необходимости медицинскую помощь.
На уровне характера и становления личности на развитие девиантного поведения влияют эгоцентризм, коммуникативные дефициты, дезадаптивные копинг-стратегии, внешний локус контроля, девиантные ценности, нарушения морального сознания, несформированность позитивных интересов, учебной и профессиональной мотивации, неразвитость временной перспективы, нарушения идентичности, неадекватность самооценки. Здесь основным средством работы является психологическая коррекция – устранение отклонений и восполнение дефицитов психического развития. Однако она не будет эффективной, если нет существенного изменения социальной среды. Поэтому при необходимости проводятся анализ и коррекция межличностных отношений в классном коллективе, а также стиля воспитания в семье.
– Как вовлекают в профилактическую работу родителей?
– Самым главным направлением работы любой школы с родителями является просвещение по вопросам педагогики и психологии. Именно незнание зачастую приводит к фатальным воспитательным ошибкам со стороны взрослых. Образовательные организации реализуют различные практики, например, проводят тренинги для родителей по обучению способам позитивной коммуникации, профилактики и урегулирования конфликтов, методам поддержки детей в трудных жизненных ситуациях. В то же время важно информировать родителей о телефонах доверия, службах и специалистах по оказанию помощи подросткам с признаками отклоняющегося поведения, находящимся в кризисных ситуациях. В настоящее время, помимо традиционных собраний и консультаций, распространены такие формы работы, как родительские клубы, советы отцов, коуч-сессии, конференции.
– Может ли школа уберечь ребёнка от внешнего негативного влияния и различных угроз?
– Школа, как и ответственные родители, стремится уберечь ребёнка от физических опасностей, угроз психическому развитию и нормальной социализации. Для этого в общеобразовательных учреждениях должны быть разработаны и внедрены режимы антитеррористической защиты, алгоритмы действий специалистов в чрезвычайных ситуациях. Также необходимо выработать меры защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, стремиться повысить уровень психологической безопасности.
В то же время нужно понимать, что школа не является изолированной от остального мира средой и значительную часть времени ребёнок проводит вне её стен. Поэтому самое важное – это научить детей и подростков самостоятельно распознавать угрозы и защищаться. Совместная задача родителей и педагогического коллектива образовательной организации состоит в развитии у несовершеннолетних умения противостоять чужому влиянию, выявлять манипулятивные приёмы, пропагандирующие девиантное поведение и потребительские ценности, относиться осознанно и ответственно к собственному выбору при столкновении с любыми угрозами.
Полезные ресурсы ФИОКО:
Другие статьи по теме:
Профилактическая работа с подростками: какую роль играет учитель?
Что такое школьная служба примирения
Девиантное поведение подростков: какие дети в группе риска?