Как в Москве помогают наркозависимым подросткам и их родителям
Московский социально-реабилитационный центр «Возрождение» c 2003 года оказывает помощь несовершеннолетним, страдающим от наркотической и алкогольной зависимости, а также их семьям. Специалисты учреждения ведут комплексную работу по трём направлениям: социальная профилактика, социальная реабилитация и гражданско-патриотическое воспитание. О том, как работают с наркозависимыми подростками в центре «Возрождение» и есть ли у них шанс на полное восстановление, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказал директор учреждения Дмитрий Кореняк.
– С чего начинается реабилитационная работа с наркозависимыми подростками? Какие этапы существуют?
– Всё начинается с консультации специалистов с родителями. Когда вы чувствуете, что ребёнок стал чужим, в нём что-то поменялось, нельзя медлить, нужно обращаться за помощью: позвонить в отделение социальной диагностики нашего центра по телефону: 8(495)656-15-52. После первичного обращения родителей мы встречаемся с ними в учреждении либо наши специалисты сами выезжают в семью. Разбираемся в причинах проблемы и ищем пути её решения. После этого определяем план действий. Выбор программы индивидуален и зависит от сложности конкретного случая. Удобно, что можно пройти программу рядом с домом: наши группы, где дети общаются со специалистами, есть в каждом районе Москвы. Другой вариант – стационарное прохождение реабилитации. Важно, чтобы в реабилитационной работе активно участвовали родители, для которых у нас также есть отдельные группы. После мы информационно сопровождаем каждого, кто обращался в стационарное отделение.
– Как часто после реабилитации происходят рецидивы? По какой причине?
– Мы работаем над профилактикой «срывов». Именно для этого обеспечиваем информационное сопровождение выпускников центра. По нашей статистике, из тех, кто обращался к нам в стационарное отделение, около 60% подростков не возвращаются к употреблению наркотиков. Основная причина срывов заключается в том, что родители подростков ничего не меняют в своей жизни и во взаимоотношениях с ребёнком. После реабилитации мы встречаемся с родителями, они продолжают посещать наши консультации. Это может продолжаться в течение двух или даже трёх лет. Отмечу, что люди, поборовшие зависимость, уже вряд ли допустят такую проблему у своих детей. Они смогут создать нормальную семью, построить жизнь без наркотиков.
– Как правильно вести себя с подростком, прошедшим реабилитацию?
– Нужно следовать рекомендациям, которые дают наши специалисты. Помнить о том, что успехов можно добиться в случае, если родители тоже подключаются к реабилитационному процессу. В целом, нужно помочь ребёнку найти своё дело, занять активную позицию в жизни. Мамам и папам следует относиться к ребёнку с любовью, но при этом не позволять ему придерживаться идеологии потребления. Нужно смотреть, чем он занят, как относится к себе, какие у него друзья. Обращать внимание на то, что в душе у ребёнка. Универсального рецепта не существует, а желание его найти – к сожалению, одна из типичных ошибок родителей, которые к нам обращаются.
– Какая помощь должна быть оказана родителям наркозависимых подростков?
– Для родителей у нас есть групповые и индивидуальные консультации. Важно найти понимание у родителей и изменить ситуацию в семье. Работа с подростками невозможна без работы с их мамами и папами. Мы всегда начинаем работу со всей семьёй. Только так можно рассчитывать на положительный результат. Для этого у нас есть специалисты по реабилитационной работе, специалисты по работе с семьёй, психологи в социальной сфере.
– В какой среде происходит пропаганда потребления наркотиков среди подростков (интернет, улица, школа)?
– Некорректно перекладывать ответственность на какую-либо среду, поскольку употребление наркотических средств – это следствие образа жизни человека, идеологии потребления. Задача наших специалистов состоит в том, чтобы остановить такую идеологию. Нашей главной задачей становится переключение ребёнка и его семьи с «потребления» на «отдачу». Для этого мы проводим множество разных мероприятий. Например, дважды в год обязательно ездим на археологические раскопки, организуем школу поисковиков, возим подростков на познавательные экскурсии, рассказываем о профессиях, устраиваем посещения центров содействия семейному воспитанию, где живут дети-сироты. Когда у подростков есть дела, которыми они хотят заниматься, они кардинально меняются.