Как поколение Z выбирает профессию

Как поколение Z выбирает профессию

20.07.2020
Как поколение Z выбирает профессию
© depositphotos.com

По данным ВЦИОМ, 51% россиян работают по специальности, которой обучались, а у 47% работа не связана с полученной профессией. Многие молодые люди до последнего не могут решить, какую профессию им выбрать, либо делают выбор под давлением обстоятельств.


Как правильно выстроить профориентационную работу и помочь подросткам определиться, избегая навязывания, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала директор Центра психолого-медико-социального сопровождения в Омской области Екатерина Орлова.

 

– Как помочь выпускникам школы выбрать будущую профессию?


– Мы рекомендуем подростку поискать сведения о деятельности, которая ему интересна. При необходимости специалисты нашего центра помогают выпускникам найти эту информацию, чтобы она была достоверной. В свою очередь родителям мы рекомендуем найти знакомых представителей профессии, организовать встречу и побеседовать. Если это хороший знакомый, можно даже прийти к нему на рабочее место и посмотреть, как организован процесс.


Важно на этапе выбора профессии использовать такую формулу, которую используют психологи нашего учреждения – правильное сочетание «хочу-могу-надо». Здесь выпускнику нужно ответить на три вопроса: «Что я хочу?», «Могу ли я это сделать?» и «Насколько это нужно обществу сегодня?». «Хочу» – это наше желание и мечта, «могу» – способности, которые имеются у ребёнка, «надо» – востребованность, потому что сегодня в нашем опыте были случаи, когда молодой человек осваивает профессию, но в итоге не использует эти навыки и ресурсы, так как они уже не востребованы либо рынок труда переполнен. Формула «хочу-могу-надо» должна стать ключевой при выборе профессии.


– В каком возрасте необходимо задуматься о выборе профессии и вуза?


– Траекторию будущего профессионального развития можно начинать планировать с 15-16 лет. И с учётом этого уже осуществлять выбор ведущих школьных предметов, будущего вуза. Здесь важно также учитывать и индивидуальные психологические особенности, и реальные возможности. Наши специалисты рекомендуют, когда ребёнок находится в выпускном классе, просматривать несколько вариантов построения будущего профессионального сценария. Это важно для того, чтобы психологически не травмировать ребёнка в случае неудачи.


– Как родители могут помочь подростку определиться с профессией, не навязывая своё мнение?


– Безусловно, влияние родителей при выборе профессии присутствует, потому что никто так хорошо не знает ребёнка. Они знают его сильные и слабые стороны. Однако бывает, что влияние продиктовано личными интересами родителей. И здесь важно говорить.


Когда к нам приходят семьи по вопросам профориентации, наши психологи проводят беседы отдельно с родителями, и отдельно с ребёнком. И в беседе со взрослыми как раз делается акцент на то, чтобы они не навязывали своего мнения и решения. Работа с родителями должна быть одним из направлений в профориентации подростков. Потому что, во-первых, взрослым важно показать, что та система трудовых взаимоотношений между работодателем и исполнителем, которая существовала, например, в период юношеского возраста у современных родителей, она уже иная. Следующий важный момент – объяснить родителям разные современные направления в трудовой деятельности. Потому что очень часто они о некоторых профессиях, к которым испытывает склонность ребёнок, просто не знают. Поэтому здесь важно проводить информационную работу.


– Почему сегодня многие подростки не могут решить, кем они хотят быть в будущем?


– Первая причина – это то, что сейчас ребёнок часто не представляет, чем занимаются представители той или иной профессии. Существует какое-то общее, формальное восприятие, но оно не наполнено содержанием. И, к сожалению, даже на базе образовательных организаций в рамках профориентации даётся исключительно формальная информация, а содержательный компонент не раскрывается. Профессия как таковая для подростков ещё не наполнена смыслом, поэтому её формальное восприятие несколько мешает ребёнку сориентироваться, кем в будущем он хотел бы стать.


Ещё одна причина – отсутствие навыка принятия самостоятельных решений, за подростка уже всё давно решили родители. Такие дети даже не пытаются противостоять этому. Вообще современные дети, то самое поколение Z, с одной стороны, очень быстро взрослеют в каких-то вопросах: в плане поиска информации, взаимоотношений, виртуальных отношений, а с другой стороны – они очень медленно взрослеют в плане созревания личностных характеристик.


И в связи с этим многие просто не умеют выстраивать свою жизненную перспективу: у них не сформирована мотивация, отсутствует формулировка определённых целей. И тогда подключается родитель и начинает предлагать свои готовые решения, ориентируясь не столько на способности ребёнка, сколько на собственные критерии: стабильный заработок, государственная служба, аргументируя тем, что для ребёнка не является значимым.


Кроме того, ещё одной причиной, по которой подросток с трудом выбирает будущую профессию, может быть несколько слабое представление о самом себе, незнание своих сильных и слабых сторон. Некоторые просто не верят в свои возможности, силы, кто-то наоборот переоценивает себя. Возможно, что отсутствует и позитивный пример со стороны родителей: они всю жизнь ходят на нелюбимую работу и не получают от неё никакого удовольствия. Ребёнок это видит, и для него выбор профессии становится чем-то формальным.


– Насколько объективны результаты профориентационного тестирования?


– Профориентационные мероприятия являются неотъемлемой частью плановой воспитательной работы в школах. Однако результаты этого тестирования не дают определённой конкретизации в плане выбора профессии. Они дают только направление, по которому можно говорить о том, что ребёнок склонен к тем или иным видам деятельности. Вместе с тем конкретного ответа на вопрос «Какая профессия будет соответствовать потребностям и способностям ребёнка» тестирование не даёт, и ни один тест на это ответить не сможет.


Очень важно не просто ориентироваться на результат профориетационного тестирования, а иметь видение с разных сторон: с одной стороны – результат теста, с другой – мнение родителей, с третьей – общение с ребёнком, выявление его склонностей, потребностей. И только в таком комплексе должна строиться профориентационная работа. Кроме того, наши психологи на этапе выбора профессии рекомендуют не зацикливаться на чём-то одном, а формировать у ребёнка гибкие навыки. Потому что сегодня важно уметь адаптироваться к меняющейся ситуации и не ограничивать себя рамками какой-то одной профессии.



Вернуться к списку