Отказ от гаджетов – крайняя мера или необходимость?
Отказ от гаджетов – крайняя мера или необходимость?

Отказ от гаджетов – крайняя мера или необходимость?

11.10.2021
Отказ от гаджетов – крайняя мера или необходимость?
© depositphotos.com
Использование экранных гаджетов может привести к задержкам в развитии речи, внимания, памяти и мышления школьников. К таким выводам пришли учёные Московского городского педагогического университета совместно с коллегами в результате исследования влияния цифровой среды на психическое развитие несовершеннолетних. Самые большие риски для развития детей связаны с устройствами, которые применяются для развлекательных целей.

Чрезмерная увлечённость детей гаджетами может привести к возникновению зависимости. С начала 2000-х годов российские учёные проводят исследования по распознаванию клинических критериев этого психического расстройства, а также методов терапии. В частности, сотрудники Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского разработали методические рекомендации по работе с несовершеннолетними, имеющими признаки зависимости.

Как избежать негативного влияния цифровых устройств и нужно ли устанавливать правила их использования, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказал врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, руководитель отделения социальной психиатрии Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского Минздрава России Лев Пережогин.

– Нужно ли детям практиковать временный отказ от цифровых устройств?

– Это зависит от того, в какой отправной точке мы находимся. Если ребёнок здоров и у него нет зависимости, тогда отказа от цифровых устройств не требуется. Должны быть разумное потребление и грамотное структурирование. Необходимы превентивные меры: ограничения по времени нахождения в цифровом пространстве и содержанию контента. Если профилактические меры соблюдаются, тогда ребёнок может приобретать навыки общения с электронными устройствами безболезненно для себя.

В том случае, когда речь идёт о формировании зависимости, чтобы вернуться в исходную точку здорового ребёнка, будет необходим период воздержания. Насколько длинным будет этот период, зависит от возраста ребёнка и от его психического состояния. У детей младшего возраста обычно период отказа от цифровых устройств короче, у более старшего – длиннее.

– Как подготовить ребёнка к введению ограничений в использовании гаджетов?

– Каждого ребёнка нужно подготавливать к взаимодействию с провоцирующими факторами. Например, большинство населения рано или поздно сталкивается с алкоголем и люди, впервые его попробовавшие, должны знать о возможных последствиях. Точно так же практически каждый сталкивается с цифровыми устройствами, и важно воспитывать ребёнка в контексте разумного использования. Задача каждого родителя – сформировать культуру общения с цифровыми устройствами. В первую очередь важно объяснить ребёнку, что цифровое устройство – это не игрушка, оно создано для того, чтобы получать информацию для личной пользы. Например, у персонального компьютера есть определённая задача – набирать текст, искать информацию в электронных справочниках, создавать красивые изображения. То есть это, прежде всего, инструмент. И наша задача – сформировать у ребёнка подобное восприятие: я пользуюсь инструментом, я использую его по необходимости.

– Как помочь ребёнку пережить время без интернета и цифровых устройств?

– Наши бабушки и дедушки прекрасно умели это делать. Они читали книжки, рассказывали сказки, вели гулять. Человечество давным-давно изобрело способы, чем можно занять ребёнка с пользой для его здоровья и развития. Но в современном мире люди всё чаще ориентируются на недостаток времени. Они не очень хотят заниматься детьми. Тогда появляется очень удобный способ увлечь ребёнка – дать ему электронное устройство. И мы невольно пытаемся себя оправдать: «там же развивающие программы», «там же такие интересные мультипликационные фильмы». Если не дать ребёнку положенного в определённое время внимания, то на смену придёт электронное устройство, которое будет выполнять функцию воспитателя. Однако человек – это биологический объект, который нуждается в живом общении.

– Как правильно реагировать на раздражительность ребёнка из-за ограничений?

– Если при лишении ребёнка устройства у него возникают какие-то поведенческие реакции, это значит, что уже сформирована зависимость. В этом случае есть только один способ помочь – прийти на консультацию к врачу. Самостоятельные действия родителей чреваты неприятными и опасными последствиями, включая суицидальное поведение ребёнка. За профилактику полностью ответственны родители, а лечением должны заниматься специалисты.

– Есть ли необходимость вводить постоянные правила использования цифровых устройств?

– До 7 лет не должно быть взаимодействия с электронными устройствами. Ребёнку необходимы архаичные способы получения информации. Он должен научиться самостоятельно одеваться, есть, читать, кататься на велосипеде, плавать. Со школьного возраста можно использовать кнопочный телефон. Если вы даёте ребёнку устройство с более широкими возможностями, то это должен быть компьютер, позволяющий применять его как инструмент. Важно научить правилам обращения с устройством: копировать файлы, создавать текстовые документы, находить в электронных энциклопедиях необходимую информацию, музыку. Если обучать с помощью этих материалов создавать что-то новое, продукт своего труда, то тогда компьютер будет ассоциироваться именно с инструментом.

Ещё один важный момент. В первое время взаимодействия ребёнка с электронным устройством взрослый должен находиться рядом: объяснять, показывать, приводить примеры. Обязательно нужно обучить принципам электронной безопасности. Например, что нельзя сообщать посторонним пароль и логин, выкладывать в соцсети компрометирующие фотографии. Важно объяснить принципы работы электронной системы при совершении онлайн-покупок. Интернет как инструмент упрощает нам жизнь, но он не создаёт качественно нового. Когда ребёнок это понимает, он начинает относиться к устройству именно как к помощнику.

Самый главный вопрос – формирование ценностей мотивации. Это осуществляется в раннем возрасте, когда большинство ценностей не могут быть приобретены, а мотивации не могут быть реализованы. Например, раньше мы не знали, что такое школа, но мечтали о ней как о неком достижении. Это воспринимается как подчёркивание нашей самостоятельности, взрослости, зрелости. С приходом электронных устройств в жизни ничего не изменилось, но важно чётко объяснить, что такое хорошо, что такое плохо, применительно к электронным устройствам. Тогда ребёнок будет мечтать о том, что однажды на компьютере спроектирует новую ракету, которая полетит в космос.

Другие статьи о влиянии гаджетов: 

Цифровая зависимость у подростков: причины возникновения


Как подросткам избежать цифровой зависимости




Вернуться к списку