Кибербуллинг среди подростков: основные признаки и рекомендации для родителей
Благодаря цифровой трансформации общества возникают и распространяются новые социокультурные практики взаимодействия на стыке онлайна и офлайна. Такие практики могут носить как позитивный, так и деструктивный характер.
В последние пятнадцать лет исследователи привлекают внимание к проблеме такого деструктивного феномена, как «кибербуллинг». Термин понимается большинством авторов как умышленные агрессивные действия в отношении жертвы, которой трудно себя защитить; эти действия могут совершаться группой лиц или одним лицом с использованием электронных форм коммуникации и повторяться неоднократно в течение продолжительного времени. Среди различных видов киберагрессии кибербуллинг вызывает особые опасения в связи с серьезными последствиями для всех участников таких ситуаций, в том числе тех, кто вроде бы лишь пассивно наблюдают за процессом.
Формы кибербуллинга:
-
оскорбительные и угрожающие сообщения, изображения или видео;
-
передразнивание, бойкоты или унизительные комментарии в сети, в которых упоминается личность ребенка;
-
распространение неприятных слухов, обсуждение ребенка в сети;
-
создание поддельных аккаунтов с целью воздействия на ребенка;
-
публичное разглашение личных данных и приватной информации о ребенке;
-
преследование ребенка в сети и угрозы нанесения реального физического вреда.
В той или иной форме, с травлей в Интернете сталкивались 72% подростков, а 29% детей воспринимают травлю как норму поведения (по данным Лиги безопасного Интернета), 42% россиян считают, что в период с 2016 по 2021 год число оскорбительных публикаций в российском сегменте Интернета значительно возросло (по данным ВЦИОМ).
По данным экспертов, количество эпизодов травли несовершеннолетних в интернете с мая по ноябрь 2023 года выросло на 19,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. К примерам агрессивных высказываний в отношении детей в сети можно отнести комментарии под публикациями о внутренних конфликтах в коллективах несовершеннолетних, негативные сообщения в отношении конкретной личности или группы, а также комментарии под постами с демонстрацией достатка семьи: дорогостоящих вещей, техники, домов и квартир, машин.
Кибербуллинг имеет сложную ролевую структуру, включающую жертв, агрессоров, защитников жертв, помощников агрессоров и пассивных наблюдателей. По сравнению с традиционным буллингом в кибербуллинге чаще встречаются также «хамелеоны» – участники, имеющие «двойной» опыт столкновения с онлайн-травлей – как в роли жертвы, так и агрессора.
Личностные черты.
Результаты исследований, анализирующих личностные черты участников ситуаций кибербуллинга, свидетельствуют о том, что жертвы по сравнению с агрессорами характеризуются более высокими показателями доброжелательности, открытости опыту, невротизма и экстраверсии.
Агрессия.
Агрессивность нередко рассматривается как одна из ключевых личностных характеристик, связанных со школьным буллингом и кибербуллингом. Интернет может предрасполагать «хулиганов» к большему проявлению агрессии, так как здесь факт обнаружения и наказания за деструктивное поведение менее очевиден.
Нетерпимость.
По данным различных исследований, одной из причин распространения кибербуллинга становится нетерпимость к различным проявлениям инаковости – в первую очередь, это касается внешности, разделяемых интересов и хобби, личностных особенностей, этнической принадлежности и т.д.
Чрезмерное вовлеченность в виртуальное общение.
Увеличение времени, проводимого в Сети, связано с более высокой вероятностью столкновения с различными онлайн-рисками. Повышенная включенность в сетевое общение может выступать одним из факторов попадания в ситуацию кибербуллинга. Результаты исследований показывают, что поведенческая Интернет-зависимость характерна в контексте кибербуллинга, в первую очередь, для жертв, но также и для агрессоров.
Внимание!
Ваш ребенок может не признаваться, что подвергается травле в Интернете из опасений лишиться доступа к электронным устройствам и Интернету.
Кибербуллинг оказывает огромное влияние на психическое благополучие жертвы и общее качество жизни. Кибербуллинг может приводить к снижению у жертвы самооценки, повышению тревоги, появлению суицидальных мыслей, следовательно, может стать причиной злоупотребления психоактивными веществами, расстройств пищевого поведения, плохой успеваемости в школе. Все это показывает, насколько вреден кибербуллинг и как важно искать пути борьбы с ним.
Родители часто мало или совсем ничего не знают о том, как проводит время в интернете их ребенок. Рассмотрим ряд признаков, указывающих на то, что ребенок мог оказаться жертвой киберагрессии. Если ребенок:
-
Неожиданно перестает пользоваться своим устройством – телефоном, планшетом и пр.
-
Проявляет беспокойство или тревогу при использовании своего устройства.
-
Испытывает дискомфорт при выходе из дома.
-
Выглядит сердитым, подавленным или расстроенным после выхода в Интернет.
-
Стал нетипично замкнутым в себе по отношению к друзьям и членам семьи.
-
Стал есть больше или меньше, чем обычно.
-
Регулярно кажется подавленным.
-
Вскользь говорит о самоубийстве или бессмысленности жизни.
-
Избегает обсуждений того, что делает в интернете.
-
Предпочитает проводить больше времени дома, чем со сверстниками.
-
Становится необычайно скрытным, особенно когда речь идет об онлайн-активности.
Ребенок может оказаться не только в роли жертвы. Он также может инициировать киберагрессию в отношении другого человека, и родители могут не знать об этом. Исследователи С. Хиндуджа и Дж. Пэтчин составили следующий список тревожных сигналов, которые могут указывать на то, что ребенок проявляет киберагрессию по отношению к другим.
Ребенок может проявлять киберагрессию, если:
-
Быстро переключает экраны или скрывает свое устройство, когда вы находитесь рядом.
-
Становится необычно расстроенным, если не может пользоваться своими устройствами.
-
Чрезмерно смеется при использовании своего устройства, но не показывает вам, что стало поводом для смеха.
-
Избегает дискуссий о том, что делает в интернете.
-
Постепенно отдаляется от семьи.
-
Может использовать несколько учетных записей в интернете или пользоваться чужой.
-
Демонстрирует усиление поведенческих проблем или дисциплинарных взысканий в школе (путем проявления агрессии по отношению к другим детям, нарушения дисциплины в классе, протестного поведения и т.д.).
-
Демонстрирует растущую нечувствительность или черствость по отношению к другим подросткам.
-
Начал общаться с «неподходящей» компанией.
-
Демонстрирует склонность к насилию.
Если ребенок уже стал жертвой кибербуллинга, это очень болезненная тревожная ситуация не только для самого ребенка, но и для его родителей.
Что делать, если ребенок подвергается кибербуллингу?
-
Убедитесь, что ваш ребенок находится (чувствует себя) в безопасности. Оказывайте безусловную поддержку. Родители должны продемонстрировать своим детям словами и действиями, что они хотят того же, что и дети: прекращения кибербуллинга.
-
Поговорите со своим ребенком и выслушайте его. Вовлеките его в разговор о том, что происходит. Воздержитесь от паники. Найдите время, чтобы точно узнать, что и как произошло. Не преуменьшайте ситуацию и не оправдывайте агрессора.
-
Соберите доказательства. Распечатайте или сделайте скриншоты, записи разговоров, сообщений, картинок, видео и любых других элементов, которые могут служить наглядным доказательством того, что ваш ребенок подвергается кибербуллингу. Ведите учет всех без исключения инцидентов, чтобы помочь в процессе расследования.
-
Обратитесь за помощью к руководству школы, если жертва и агрессор учатся в одной учебной организации. Ваш ребенок имеет право чувствовать себя в безопасности в школе.
-
Воздержитесь от контактов с родителями того, кто я является агрессором. Некоторые родители, столкнувшиеся с обвинениями в том, что их ребенок занимается кибербуллингом, могут занять оборонительную позицию и, следовательно, могут быть невосприимчивы к вашим мыслям. Будьте благоразумны в своем подходе, чтобы избежать дополнительных трудностей.
-
При необходимости обратитесь за консультацией. Вашему ребенку может быть полезно поговорить со специалистом в области психического здоровья. Дети могут предпочесть диалог с третьей стороной, которая может восприниматься как более объективная.
-
Примите меры для предотвращения повторения. Если ваш ребенок подвергается издевательствам через социальные сети, настройте средства контроля конфиденциальности на каждой платформе, чтобы заблокировать контакт с человеком, который издевается над ним. Также поощряйте ребенка продолжать разговаривать с вами, не дожидаясь, пока мелкие проблемы перерастут в серьезные ситуации.
Поговорите с ребенком о проблеме травли в Интернете, прежде чем он столкнется с этим сам. Вы сможете вместе подумать, как действовать в подобных ситуациях и заверить его, что он всегда сможет получить поддержку от вас.