Актуальные сетевые угрозы в молодежной среде
Сетевое сообщество предлагает разные возможности для расширения коммуникативного пространства. Сейчас количество пользователей социальными сетями среди молодежи с целью расширения границ виртуальной коммуникации доходит до 98 %. Такое широкое распространение информационных технологий в жизни молодежи оказывает существенное влияние на развитие и социализацию молодых людей.
Наряду с представляющимися возможностями использования сетевого сообщества как инструмента социализации многократно возрастают потенциальные риски и опасности негативного влияния Интернет-среды на физическое, психическое и социальное здоровье и даже жизнь молодых людей.
Сетевое сообщество или (socialnetwork) определяется как любая общность, группа индивидов, находящихся во взаимодействии и разделяющих между собой социальные связи. Применительно к Интернет-среде категории «сетевое сообщество» и «социальные сети» могут идентифицироваться как синонимы. Риски являются фактором образования и существования современного сетевого сообщества, причем риски Интернет-среды проявляются на внешнем и внутреннем уровнях.
На внешнем уровне риски и опасности воздействия Интернет-среды на социализацию молодежи могут проявляться следующим образом:
– воздействие на личностное развитие недостоверной, искаженной информации; нежелательного и/или незаконного контента, воздействие на систему деструктивных программ;
– распространение сетевого мошенничества, обман молодых пользователей; угроза материально-экономических потерь;
– манипулирование сознанием и поведением со стороны третьих лиц;
– демонстрация материалов эротического и порнографического содержания; пропаганда нездорового образа жизни, различных форм насилия, сексизма, расизма и т.д.; пропаганда и популяризация каких-либо акций, представляющих угрозу для жизни и здоровья молодежи (например, скрытые или явные призывы к суициду, девиациям на транспорте, опасным селфи и т.д.);
– разжигание розни и конфликтов между различными группами молодежи на политической, религиозной, межэтнической основе;
– пропаганда запрещенных законом радикальных направлений и организация, вербовка молодых людей членами экстремистских и террористических организаций.
На внутреннем (личностном) уровне рисками и опасностями влияния сетевого сообщества на социализацию молодежи являются:
– обеднение творческого мышления молодежи;
– культивирование экстремистских настроений, социальной напряженности и конфликтогенности в молодежной среде;
– изменение поведения молодых людей в совокупности с потребительской идеологией и социальной разобщенностью;
– угроза интересам личности в информационной сфере, которая является уже угрозой информационной безопасности общества.
Помимо перечисленных выше угроз, деструктивное воздействие социальных сетей способствует киберсоциализации, которая является новым механизмом социализации молодежи при включении в сетевое сообщество. Киберсоциализация функционирует наряду с традиционными институциональными механизмами и, пронизывая их, вызывает риски, угрозы и опасности. Это процесс качественных изменений структуры личности, происходящий в результате социализации человека в киберпространстве виртуальной социализирующей Интернет-среды, то есть в процессе использования его ресурсов и коммуникации с виртуальными агентами социализации. Т.е., киберсоциализацию можно определить как виртуальную компьютерную социализацию личности.
1. В процессе киберсоциализации возникает целый ряд новых рисков, угроз и опасностей, классифицированных на следующие крупные группы рисков:Группа контентных рисков, представляющих собой определенный набор материалов (тексты, картинки, рекламные ролики, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащих насилие и агрессию; эротику и порнографию; нецензурную лексику; информацию, разжигающую расовую ненависть; пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д. Пропаганда негативных материалов также может идти через социальные сети, блоги, различные форумы.
2. Группа коммуникационных рисков, которые связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя риск подвергнуться оскорблениям и нападкам со стороны третьих лиц. Примерами таких рисков могут быть: незаконные контакты (например, груминг, киберпреследования или кибербуллинг и др.). Незаконный контакт – это общение между взрослым и несовершеннолетним, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации несовершеннолетнего. Для подобных целей используются социальные сети, различные чаты, форумы, онлайн-мессенджеры, сайты знакомств, блоги и т.д.
3. Группа электронных рисков сопряжена с вероятностью столкновения молодых пользователей с хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн мошенничеству, спам-атаке, шпионским программам и т.д. Вредоносное Программное Обеспечение (ПО) использует широкий спектр методов для распространения и проникновения в компьютеры, не только через компакт-диски или другие носители, но и через электронную почту посредством спама или скачанных из Интернета файлов.
4. Группа потребительских рисков – характеризуется злоупотреблением в интернете правами молодого потребителя. Эта группа включает в себя: риск приобретения товара низкого качества, различных контрафактных и фальсифицированных товаров, утрату денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью кибермошенничества и др. Причем одним из самых распространенных видов потребительских рисков является мошенничество, квалифицирующееся преступлением, – это умышленный обман или злоупотребление доверием с целью получения какой-либо выгоды.
Спектр рисков и угроз Интернет-среды для киберсоциализации молодежи весьма широк и проявляется как на внешнем, так и на внутреннем уровнях. В России с 1 февраля 2021 года действует закон о «саморегулировании соцсетей», нацеленный на предотвращение распространения деструктивного контента в интернете. Он обязывает социальные сети самостоятельно выявлять и блокировать запрещенный контент. Однако, подразумевается, что и взрослые, и подростки будут проявлять сознательность и отфильтровывать деструктивную информацию. Важно понимать, что ответственность за цифровую грамотность современных детей и подростков лежит, в первую очередь, не на них самих, а на взрослых. От родителей и педагогов во многом зависит обеспечение информационной безопасности молодежи, будут ли молодые люди критически оценивать попадающую в их поле зрения информацию и учитывать возможные риски и угрозы в сетевом пространстве.
Материал создан на основе статьи Маслова В.П, Гнатюка М.А. и Самыгина С.И «Сетевое сообщество: риски и угрозы Интернет-среды для киберсоциализации молодежи».