Чувство вины не может быть элементом воспитания

Чувство вины не может быть элементом воспитания

23.12.2020
Чувство вины не может быть элементом воспитания
© depositphotos.com

Саморегуляция в подростковом возрасте достигается через освоение моральных норм и принципов, принятых в обществе. Одним из регуляторов поведения подростка в социуме выступает чувство вины. Как рассказала сотрудникам АНО «ЦИСМ» преподаватель кафедры общей психологии факультета психологии ИОН РАНХиГС Елена Ахунзянова, манипулирование этим чувством со стороны взрослых может привести к разрушительным последствиям.

 

– Что такое чувство вины с точки зрения психологии?

 

– Это эмоциональное состояние, при котором человек осознаёт, что он нарушил моральные нормы. Если говорить о подростках, то обычно их чувство вины обусловлено осознанием того, что они совершили что-то запретное. Изначально чувство вины, особенно у маленьких детей, рассматривается психологами как способ адаптации к социуму, который помогает ребёнку не причинить вреда ни себе, ни другим. Здесь чувство вины является определённым регулятором поведения.

 

С другой стороны, это достаточно негативная эмоция, разрушающая психику и вызывающая самоагрессию. Следовательно, мы не можем говорить об этом явлении как о чём-то однозначном, его нужно рассматривать с разных сторон. Кроме того, необходимо учитывать интенсивность чувства вины. Если интенсивность высока, то здесь не может идти речь о саморегуляции, происходит саморазрушение, которое может привести к неврозам или психосоматическим заболеваниям.

 

– Какие существуют особенности переживания чувства вины у девиантных подростков?

 

– Для начала нужно понять, что такое девиантное поведение. Это поведение, которое противоречит установленным общественным нормам. Спектр его проявления широк. На сегодняшний день это, как минимум, преступные действия, разного рода зависимости, суицидальное поведение. Эти разносторонние проявления и обуславливают особенности переживания чувства вины. Например, дети, склонные к преступным действиям, будут отличаться от детей с суицидальными наклонностями. То есть у первой группы подростков интенсивность чувства вины будет ниже, а у второй, наоборот, высокой.

 

Чтобы понять, почему так происходит, в первую очередь нужно определить, как воспитывался ребёнок. Допустим, мы рассматриваем благополучную семью, где родители транслируют ребёнку определённые нормы поведения. Однако, чтобы он усвоил эти нормы, необходим высокий уровень доверия, уважения и принятия в семье. Иначе эти нормы будут для ребёнка как пустой звук. Кроме того, подросток будет усваивать их только в том случае, если родители подают собственный пример. Именно в этом случае создадутся те рамки поведения, которые будут удерживать подростка от деструктива. 

 

Если же слова родителей расходятся с их действиями, то усвоение моральных норм может не состояться, и соответственно уровень чувства вины у ребёнка будет ниже нормального, что может спровоцировать девиантное поведение. Кроме того, если с ребёнком обходятся жестоко или унижают его, чувство вины может быть гипертрофировано. Например, когда родители слишком давят, наказывают ребёнка физически, предъявляют завышенные ожидания или проявляют несправедливость по отношению к нему.

 

– Какое влияние может оказывать чувство вины на поведение и психику таких подростков?

 

– Влияние так же будет рассматриваться в зависимости от типа девиантного поведения. Если мы говорим о подростках, которые находятся в группе риска из-за суицидальных мыслей, в этом случае чувство вины крайне отрицательно влияет на психику, усиливая депрессию, угнетённость, закрытость и апатию. Если же мы говорим о подростках, склонных к правонарушениям, у этой категории чувство вины будет проявляться наиболее остро в контексте отношений со сверстниками. Оно напрямую будет зависеть от тех людей, с которыми подросток больше всего общается и на кого ориентируется.

 

– Чтобы добиться уважительного отношения от подростков, родители иногда начинают давить на чувство вины. Насколько ошибочно такое поведение?

 

– Да, часто родители пытаются «исправить» ребёнка через давление и манипулирование этим чувством. Как правило, это неверная стратегия воспитания. Если в семье нет доверия и уважения к ребёнку, давление даст только негативный эффект. Например, если у подростка была неудачная попытка суицида, и папа говорит ему, что он расстраивает этим маму. Такое поведение родителя будет крайне отрицательно влиять на психику подростка, так как ребёнок и так им перегружен. Связь депрессии и чувства вины, как правило, бывает очень тесной. Соответственно, родитель своими обвинениями будет погружать подростка в ещё большее депрессивное состояние. Кроме того, высокая интенсивность чувства вины может сама по себе спровоцировать девиантное поведение подростка. Например, если родители налагают на ребёнка слишком большую ответственность, необоснованно обвиняют его, подобное отношение может подтолкнуть его к правонарушениям или зависимостям. Подросток может начать делать что-либо назло, выражая таким образом протест или обиду.

 

– Каким образом подобные методы в воспитании влияют на детскую психику?

 

– Высокая интенсивность переживания чувства вины связана с неудовлетворённостью собой, с сомнением в собственной ценности и тенденциями к самообвинению. Когда родители прибегают к манипулированию чувством вины, это в итоге приводит к тому, что ребёнок вырастает неуверенной в себе личностью, которая склонна к тревожности и имеет высокий уровень внутриличностного конфликта. Безусловно, ответственностью родителей является безопасность ребёнка и его воспитание. Однако делать это желательно не через давление и манипуляции, а через налаживание доверительных отношений, когда к подростку относятся как к личности и уважают его решения. 

 



Вернуться к списку