Сложно ли быть наставником для трудных подростков
Сложно ли быть наставником для трудных подростков

Сложно ли быть наставником для трудных подростков

30.07.2020
Сложно ли быть наставником для трудных подростков
© depositphotos.com

Наставнические проекты реализуются во многих странах, в России они появились в 2000-х годах. Волонтерами становятся молодые люди, которые лучше могут понять подростков в силу небольшого возрастного разрыва. Работа с трудными подростками – задача не из лёгких, не каждый взрослый может с ней справиться. Поэтому наставническую деятельность выбирают только те, кто считают её своим призванием.


Сотрудники АНО «ЦИСМ» поговорили с представителями наставнических региональных проектов и узнали, почему молодые люди выбрали именно эту деятельность и что помогает им в их работе.


Басыйр Ганиев: «В молодёжном центре «Орион» работаю с 2017 года. Но волонтёром стал ещё в 2014 году. В то время я познакомился с одним из воспитанников приюта и понял, что эти дети очень ограниченны в своём мировосприятии в силу условий, в которых они живут. И мне захотелось показать им, что в жизни есть и другая сторона. Это было начало моей наставнической деятельности. 


Мне всегда нравилось общаться с детьми, какого бы они возраста ни были, я легко находил с ними общий язык, особенно с трудными подростками. Каких-то особых приёмов в общении с ними я не использую. Просто стараюсь разговаривать на равных, как со взрослым человеком, стараюсь их слушать, понимать и оказывать поддержку, в которой они нуждаются.


Периодически я отслеживаю, что происходит в жизни у моих подопечных через социальные сети. Для меня это инструмент взаимодействия с ребятами. Подростки часто транслируют в соцсетях свои эмоции и переживания, и, если я это вижу, стараюсь сразу выяснить, в чём причина. Не давлю, не вытягиваю информацию, а лишь даю понять, что готов выслушать и помочь разобраться.


В наставнической деятельности главное – не подвести доверие ребёнка, создать такие условия, чтобы подросток хотел обращаться к вам за помощью и не боялся поделиться тем, что для него важно. Опираясь на доверие, мы двигаемся вперёд вместе, мотивируем детей совершать пусть маленькие, но поступки, потому что именно из них складывается их будущее, то, кем они станут. И когда я вижу, как дети растут морально, как меняется их видение, мировосприятие, модель поведения, мне хочется делать ещё больше. Тогда я понимаю, что наставническая деятельность и есть моё призвание».

 

Юлия Итяйкина: «Два года назад я посетила Кировградскую воспитательную колонию, после чего у меня возникла идея попробовать возить в колонию активную молодёжь, чтобы они делились своими знаниями с теми детьми, которые там находятся, и показывали им положительный пример.


Так в 2018 году при поддержке Общероссийского народного фронта, Общественной палаты Свердловской области и регионального уполномоченного по правам ребёнка мы запустили проект «Вектор доверия». Он объединяет молодёжные организации, среди которых Всероссийский студенческий корпус спасателей Свердловской области, волонтёры Свердловского областного медицинского колледжа, казаки.


Участникам проекта от 18 до 22 лет. Они понимают, что колония – место далеко не простое, но всё равно готовы работать с этими детьми, верят в их шанс на исправление. Наши волонтёры просто и открыто общаются с осуждёнными подростками, это помогает построить доверительные отношения.


Занятия ведутся по нескольким направлениям: спасательное, медицинское, творческое, театральное. Волонтёры не только делятся своими знаниями, но и дают детям возможность попробовать себя в том или ином направлении. Принято считать, что работать с ребятами из мест заключения очень сложно. Некоторые не верят в то, что мы делаем. Но мы стремимся переубедить этих людей, показать им, что, если направить таких подростков, они смогут изменить свою жизнь. У нас уже есть истории тех ребят, которые после освобождения встали на правильный путь: пошли работать или учиться.


Многие из подопечных находят нас в социальных сетях. Мы общаемся с ними, узнаём об их планах, продолжаем поддерживать. Они благодарят нас за помощь, и их благодарные речи – высшая награда».

 



Вернуться к списку