Нужны ли гуманитарии в сфере IT-технологий?
Согласно исследованию, проведённому аналитиками Авито, интерес к трудоустройству в сфере информационных технологий в России за 2022 год вырос в полтора раза. Ряды IT-компаний пополнили не только технические специалисты, но и представители гуманитарных профессий. Киберпсихолог, доцент кафедры социальной безопасности и гуманитарных технологий, кандидат психологических наук, заведующая лабораторией киберпсихологии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ННГУ) Валерия Демарева рассказала сотрудникам АНО «ЦИСМ» о том, какими навыками необходимо сегодня обладать гуманитариям, чтобы успешно влиться в коллектив разработчиков и программистов.
– Корректно ли сегодня подразделять людей на «гуманитариев» и «технарей», или в связи с цифровизацией общества эти границы становятся более размытыми?
– Сегодня нельзя проводить чёткую грань между «гуманитариями» и «технарями», поскольку междисциплинарность пронизывает все сферы жизни человека, на стыке разных профессиональных областей появляются новые специальности. Согласно вакансиям, представленным на современном рынке труда, компании ищут специалистов, которые располагают целым пулом навыков, соотносящихся с компетенциями как «гуманитариев», так и «технарей». Например, когда речь идёт об автоматизации каких-то рутинных процессов.
– Востребованы ли представители гуманитарных профессий в сфере IT? Чем это обусловлено?
– Конечно, востребованы. Это обуславливается тем, что на определённом этапе проработка и тестирование IT-решения требуют непосредственного участия представителей гуманитарных специальностей. Дело в том, что для чистого программиста цифры – это просто цифры, без контекста и без интерпретации. Разработчик может упустить из виду важные детали, если рядом не будет гуманитария-консультанта. Во многом от его участия зависит, насколько ориентированным на конкретного конечного пользователя окажется разрабатываемое решение, принесёт ли оно реальную пользу.
– Какие именно специалисты гуманитарного направления работают в современных IT-компаниях? Какие важные функции они выполняют?
– В целом, работу гуманитариев в IT-компаниях мы можем рассматривать с трёх основных позиций – консультанта, исследователя и разработчика.
Так, в качестве консультантов корпорации могут нанимать психологов и психофизиологов, которые занимаются анализом и систематизацией данных. Консультационную деятельность осуществляют и IT-рекрутеры – специалисты, отлично разбирающиеся не только в HR-процессах, но и понимающие особенности всех профессий, связанных с программным обеспечением, его разработкой и техническим сопровождением, базами данных, написанием кодов, графикой, дизайном, вёрсткой, веб-разработкой и т.д.
В свою очередь, как исследователи, представители гуманитарных профессий помогают ставить эксперименты и интерпретировать результаты на основе того, что запрограммировали разработчики. Как правило, они работают в научных лабораториях и исследовательских центрах при IT-компаниях. Такие позиции, как инженер-исследователь в области нейрофизиологии или инженер по телемедицине, которые легко находятся в базах вакансий, как правило, предъявляют требования к наличию у соискателя психологических или психофизиологических компетенций.
Кроме того, у гуманитариев есть прекрасная возможность начать изучать программирование и развиваться в компании с позиции разработчика – организовывать стартапы, получать гранты, создавать собственные инновационные решения. Наглядно демонстрирует эту тенденцию развитие языка Python и его широкое применение в отраслях, смежных с IT. Например, при работе в сфере аналитики и больших данных или развитии такой парадигмы, как визуальное программирование.
Также, востребованными в сфере IT сегодня являются:
- проектные менеджеры;
- менеджеры продуктов;
- IT-копирайтеры;
- PR-менеджеры;
- маркетологи.
– Какими навыками должен обладать представитель гуманитарной профессии, чтобы успешно влиться в коллектив разработчиков и программистов?
– Любой успешный специалист должен сегодня владеть так называемыми soft skills. Для того, чтобы представитель гуманитарной профессии смог присоединиться к коллективу программистов и разработчиков, ему в первую очередь важно обладать гибкостью и способностью адаптироваться. IT-среда – это всё-таки особый контекст, попадая в неё человеку, как минимум, нужно приспособиться к языку, на котором общаются его коллеги, освоить профессиональную лексику.
Хорошо, когда гуманитарий, принимающий участие в реальных исследовательских проектах, обладает аналитическим складом ума и пониманием основ статистики. Это важно, поскольку в IT-компаниях специалистам приходится регулярно работать с большими объёмами данных.
Однозначным плюсом для человека, который хочет построить карьеру в сфере IT, но не обладает навыками программирования, будет стремление освоить процесс создания программ хотя бы на базовом уровне. Этот навык не только поможет сотруднику быстрее адаптироваться в новом непривычном пространстве, но и откроет прекрасные возможности для профессионального роста.
– Стоит ли родителям делать упор на всестороннее развитие детей, чтобы они нашли своё место в IT-сфере, или лучше ориентировать подростков на углублённое изучение только технических или только гуманитарных наук?
– Чтобы дети могли успешно реализоваться в какой-либо сфере, в том числе в IT, важно дать им попробовать себя в разном. Родителям нужно внимательно наблюдать за своим ребёнком, это позволит понять, где ему комфортно, и что у него хорошо получается. Затем можно интегрировать IT-навыки в его увлечения, объяснить, что они могут помочь для развития и реализации в интересной ему сфере. У ребёнка должно сформироваться понимание, что он в любом случае будет взаимодействовать с информационными технологиями в своей профессиональной жизни.
Программирование сегодня стало частью новой грамотности, поэтому чем раньше дети получат данный навык, тем лучше. Многие детские центры проводят занятия по робототехнике, по всей стране в школах открываются Кванториумы. Это прекрасная возможность познакомить детей и подростков со сферой IT. Помимо того, что основы алгоритмов и программирования часто преподаются детям уже в школе на базовом уровне, существует множество внеклассных занятий.
Данная тенденция подтверждается и инициативами на федеральном уровне. Так, в июне 2022 года на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге глава Минцифры России Максут Шадаев отметил, что программирование необходимо включить в базовый курс обучения школьников.
Таким образом, IT-компетенции, цифровые компетенции – это не какие-то отдельные навыки, присущие узкому кругу специалистов, а базовые умения, которых от нас ожидает реальность. Естественно, дать такую основу необходимо каждому ребёнку. Добавим сюда существующую сегодня в науке междисциплинарность и тот факт, что основные открытия происходят именно на стыке дисциплин, и станет понятно – разделение образования на «строго техническое» или «строго гуманитарное» в 21 веке просто невозможно.
Другие статьи по теме:
Информационные технологии – индустрия будущего