Чем занять ребёнка во время вынужденных длительных каникул
Чем занять ребёнка во время вынужденных длительных каникул

Чем занять ребёнка во время вынужденных длительных каникул

27.03.2020
Чем занять ребёнка во время вынужденных длительных каникул
© pixabay.com

На этой неделе в большинстве регионов России начались весенние каникулы, а часть школ перешла на дистанционную форму обучения. Кроме того, Президент страны Владимир Путин объявил о нерабочей неделе в период с 28 марта по 5 апреля. Взрослым и детям рекомендуют находиться дома.


Чем заинтересовать подростков, как мотивировать их не расслабляться на домашнем обучении? Советами на эту тему с АНО «ЦИСМ» поделилась психолог и консультативный член Профессиональной психотерапевтической лиги Елена Павлова.


– Что могут предпринять родители, чтобы отвлечь ребёнка от сети и направить его деятельность в полезное русло?


– Основная причина, по которой детей затягивает сеть, – это острое чувство одиночества. Пребывание в Интернете даёт подростку ощущение, что у него есть друзья. Он может создать любой аккаунт, быть там кем угодно. Часто мы наблюдаем психологическую зависимость от Интернета, тогда это сказывается уже на всём, что окружает подростка: семья, друзья, школа.


Во-первых, ребёнку нужно дать понять, что он значим для родителей, что его любят. Нужно постараться объяснить, что родители действуют только в его интересах, и объяснить это на доступном языке, а не нудным тоном. Во-вторых, обязательно нужна совместная деятельность. Но не таким образом, как привыкли делать большинство, в приказном порядке: «пошёл», «убрал», «сделал». Здесь так не пройдёт. Мы не должны приказывать, а должны просить о помощи, должны создавать благоприятную психологическую атмосферу. Например, элементарная уборка квартиры может сопровождаться приказным тоном, а может проходить в позитивной атмосфере с шутками и играми. Даже взрослый человек ощутит разницу.


Необходимо найти любой повод, чтобы поощрить ребёнка. Пусть даже маленький успех, но он должен быть замечен и награждён. Например, ребёнок сел за урок, который не любит и в нём неуспешен, пусть у него плохо получается, но он взялся за него, переступил через себя, уже за это обязательно нужно хвалить. Это всё поможет показать ребёнку, что, «выныривая» из сети, он попадает в более безопасное и приятное место, где его любят и принимают таким, какой он есть, и готовы всегда прийти на помощь.


– Как родителям правильно сформировать досуг ребёнка на время каникул или карантина?


– Сейчас многие родители находятся вместе с ребёнком дома, поэтому им ничего не мешает придумать массу совместных занятий. Это и настольные игры, и различные творческие занятия, и общение по Skype с родственниками, которые живут в других городах или странах, и общение с друзьями по видеосвязи (здесь важно давать ребёнку личное пространство, соблюдать его личные границы и давать ему возможность побеседовать с друзьями наедине). Хорошо, если вся семья сможет собраться и вместе что-то приготовить, а потом за одним столом поужинать. Можно затеять вместе перестановку в комнате или небольшой ремонт, при этом давать ребёнку возможность тоже принимать решения, например, куда поставить мебель или повесить картину. Когда подросток вовлечён во все домашние процессы, с его мнением считаются, всё проходит в позитивной атмосфере, в итоге он сам начинает стремиться к тому, чтобы проводить больше времени с родителями, заниматься совместными делами.


– Обучаться дистанционно достаточно сложно. Что могут предпринять родители, чтобы учебный процесс не пострадал?


– Во-первых, мы объясняем ребёнку, что это не каникулы, а карантин. А в период карантина в большинстве школ вводится дистанционное обучение. Сейчас не так много сознательных детей, которые со всей ответственностью подходят к учёбе. Многие просто ещё психологически не созрели. Поэтому здесь помогут только беседа и дополнительная мотивация. Нужно вместе с ребёнком сесть, обсудить ситуацию, прописать обязанности, утвердить режим на период карантина. Важно, чтобы он тоже принимал участие в разработке этого режима. Нужен диалог и соблюдение компромисса. Кстати, можно, например, заключить шуточный договор, на котором будут стоять подписи сторон «родитель-ребёнок».


В этом договоре обязательно нужно прописать, на какую помощь может рассчитывать ребёнок со стороны родителей, потому что помощь крайне важна. Если вы хотите выстраивать с ребёнком доверительный диалог, вы должны включаться во все процессы его жизни. Ну и, конечно же, должна быть указана награда: что ребёнок получит в результате соблюдения своих обязательств. Многие могут назвать это шантажом, но в случаях, когда школа подростка совсем не привлекает, рыночные отношения – это выигрышный вариант. Укажите и то, чего ребёнок может лишиться, если не будет следовать указанным правилам. Это может быть и время, проведённое в гаджетах, и просмотр любимых передач, и игра в приставку.


Но совершенно неважно, в какой форме вы пропишете правила, самое главное – создать атмосферу партнёрства и взаимопомощи. И донести до ребёнка, что школа в его интересах. Но делать это надо постепенно и ненавязчиво.


– Как после таких каникул помочь ребёнку адаптироваться к учёбе в условиях школы?


– Нужно начинать готовиться заранее. Во время карантина в большинстве семей изменяется режим дня, смещается время подъёма. Поэтому где-то за три-четыре дня, чтобы войти в ритм, нужно начинать, например, ставить будильник пораньше, смещать время подъёма каждый день на полчаса. Конечно, здесь тоже важно посоветоваться с самим ребёнком, каким именно образом вы будете возвращаться в привычный ритм. Кроме того, нужно обязательно указать плюсы возвращения в школу, что ребёнок, наконец, встретится со своими друзьями, вернётся в любимые кружки и секции. Кстати, можно попробовать использовать тот же договор, который был заключён между вами на время карантина. Только переписать его уже под основной режим. Как показывает практика, детям это нравится, это их увлекает, а значит поможет вызвать у них позитивный настрой на возвращение в школу.



Вернуться к списку