Как мотивировать ребёнка на достижения в учёбе?
Мотивация – сложный психологический феномен, который является основным стимулом к активной познавательной деятельности. По утверждению одного из ведущих отечественных психологов 20 века, невропатолога Владимира Мясищева, результаты труда человека лишь на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% – от мотивации. Какие факторы оказывают влияние на желание ребёнка учиться и как пробудить интерес к науке, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала психолог Центра детского творчества ОАНО «Школа 360» г. Рязани Марина Рындина.
– Почему пропадает интерес к обучению?
– Это может происходить, когда у дошкольника много кружков, развивающих занятий и нет времени на свободную игру. Причина потери интереса к обучению у детей школьного возраста может быть в завышенных ожиданиях родителей, которые не соответствуют возможностям ребёнка. Например, первоклассника отдают в класс повышенного уровня, а он не справляется. И тогда интерес угасает, ведь организм направляет силы на то, чтобы просто выжить в сложных условиях. Отношение семьи к плохим отметкам – это ещё одна причина, по которой дети не хотят в школу. Страх перед критикой или наказанием постепенно снижает мотивацию.
К подростковому возрасту приоритетными становятся отношения с одноклассниками, которые порой могут не складываться. Если ребёнку некомфортно в среде сверстников, он будет делать всё, чтобы не возвращаться туда. Также причинами спада мотивации у старших подростков могут быть неудовлетворённость отношениями «ученик-учитель», непонимание цели обучения, несформированные планы на будущее, уровень умственного развития.
Конечно, не только ошибки родителей могут быть причиной потери интереса к учёбе, но и само образовательное учреждение. Нагрузка и на ученика, и на педагога в современной муниципальной школе не позволяет в полной мере учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его уровень обучаемости и заинтересованность в результатах.
– Каковы особенности мотивации детей различного возраста?
– В младшем школьном возрасте ребёнок должен «научиться учиться». Дети любознательны, открыты, доверяют своим учителям и родителям. Но мотивация неустойчива, поскольку она пока тесно связана с эмоциями и без поддержки наставника быстро угасает. Для ребёнка имеют большое значение похвала взрослых и уверенность в их любви.
В средних классах авторитет учителя как ведущего мотиватора снижается. Это связано с повышением самостоятельности подростков и их ориентацией на мнение сверстников. Важным мотивом является стремление найти своё место среди товарищей. Это становится одной из причин плохого поведения и снижения интереса к учёбе. Отметка – лишь способ утвердиться в коллективе. В то же время у детей среднего школьного возраста появляются заинтересованность в определённых предметах, погружение в исследовательскую деятельность, совместные проекты.
Основной мотив старшеклассников – ориентация на будущее. Учёба чаще всего приобретает большую ценность, чем раньше. Перспективы будущего рассматриваются исходя из собственных возможностей. Сохраняется повышенная ранимость и восприимчивость, но совершенствуется умение коммуницировать, появляется самостоятельность, растёт уровень самоконтроля. Будущему выпускнику важно понять, кто он, осознать своё предназначение.
– Как мотивировать учиться, какой метод лучше выбрать?
– Популярные среди некоторых родителей способы внешней мотивации – это запугивание наказанием и подкуп за старания. Однако их эффективность будет кратковременной, поскольку в этом случае происходит борьба со следствием, а не с причиной отсутствия мотивации. Важно понять, почему у ребёнка пропал интерес к учёбе. От этого будет зависеть выбор методов. Однако есть общие принципы формирования внутренней мотивации для человека любого возраста. Мотивация – это энергия, необходимая для действия. Для формирования успешной внутренней мотивации необходимо иметь возможность выбора, сопричастности и компетентности.
У каждого есть врождённая потребность в выборе. Можно сформулировать ребёнку конкретную учебную цель, а средства достижения этой цели позволить выбрать самому. Предоставить свободу выбора школы, учителя, программы обучения, секций, кружков. Это даст возможность ощущать контроль и личную ответственность. Также у любого человека есть потребность ощущать свою принадлежность к сообществу, вносить вклад в общее дело. Для школьника также важно быть частью целого. Хорошо мотивируют семейные мероприятия в школе, групповые проекты и молодёжные движения. Кроме того, ребёнку важно демонстрировать свои навыки и чувствовать, как он развивается. Поэтому для успешной мотивации важны ситуации успеха, а не критики.
Имеет значение и поддержка учителя. На внутреннюю мотивацию отрицательно влияют такие факторы, как контролирующий стиль обучения, соревновательная ситуация, навязанные цели и сроки окончания работы, критика или полное её отсутствие.
– Как поддерживать мотивацию во время учёбы?
– Родительские ожидания должны исходить из реальных возможностей ребёнка в учебной деятельности. Необходимо уменьшить контроль, приучать к самостоятельности. Нужно быть в контакте с ребёнком, интересоваться не только оценками, замечать даже маленькие успехи. Главное – показывать свою безусловную любовь.
Важно с уважением говорить о школе, учителях, одноклассниках. Если это невозможно, то обсудить с ребёнком вариант перейти в другую школу или класс. Также нужно давать возможность общаться с одноклассниками вне школы.
К познавательной активности стимулирует личный пример: рассказы об историях из своей школьной жизни, подчёркивание значимости современной информации и доступа к ней, совместный просмотр образовательных каналов. Можно устроить семейный челлендж: чего я достигну к концу года. Научите ребёнка идти к цели небольшими шагами личным примером.
– Как вести себя родителям, если подросток решил бросить учёбу?
– В первую очередь родителям нужно успокоиться и выяснить причины такого решения. Постараться создать атмосферу доверия и принятия. Бывает, что ребёнка не принимают в классе, издеваются, или ему скучно учиться. В любом случае необходимо убедить подростка, что вы на его стороне, что все трудности решаемы. Можно обратиться к психологу.
Уход из школы до окончания 9 класса невозможен на основании Конституции РФ и Закона об образовании. Но можно сменить учебное заведение, перейти на домашнее или семейное образование. Поэтому здесь родителю придётся установить границы: школу не бросишь, но у тебя есть выбор, как именно её закончить.