Как родителям пережить «трудный возраст» ребёнка
Как родителям пережить «трудный возраст» ребёнка

Как родителям пережить «трудный возраст» ребёнка

07.07.2020
Как родителям пережить «трудный возраст» ребёнка
© depositphotos.com

Подростковый возраст – период бурного психологического и физиологического взросления ребёнка. У молодого человека формируется личность, особенности характера и мировоззрение. Он начинает отстаивать свои права и свободы, в связи с чем часто возникает непонимание со стороны родителей. Почему так сложно общаться с подростками и как правильно строить общение с ребёнком в пубертатный период, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала педагог-психолог Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Радуга» Наталия Смирнова.

 

– Почему с подростками сложно общаться?

 

– Чаще всего проблемы в общении с подростками возникают от того, что нестабильный эмоциональный фон самого ребёнка не даёт ему возможность быть таким, каким его ожидают видеть взрослые: ответственным, правильным, не имеющим права на ошибку, серьёзным и так далее. Подросток считает себя уже достаточно взрослым и самостоятельным, в то время как родители стараются всё так же контролировать его и манипулировать им.

 

Кроме того, подросток может быть просто не готов к общению в данный момент. Все имеют право на плохое настроение, и подростки в том числе. Нужно выбрать момент, когда ребёнок сам захочет поговорить с вами. И совсем необязательно сразу начинать разговор с обсуждения каких-либо проблем. Стоит начать издалека, например, с футбола, музыки.


– Какой возраст психологи считают самым трудным?


– Как правило, это начало или пик пубертатного периода, но все возрастные границы индивидуальны. На мой взгляд, наиболее «колючими» подростки бывают в возрасте 12-15 лет. В это время многое меняется в человеке. Мысли и желания подростка в этот период противоречивы, непонятны ему самому. Познание себя, понимание ответственности за свои действия – это основа становления личности ребёнка. Прежде поступки совершались импульсивно, под влиянием мгновенных чувств. Подростковый возраст связан с потребностью во внешней оценке, признании значимости собственной личности. Взрослеющему человеку хочется знать, какой он на самом деле. Появляется интерес к собственному внутреннему миру. Сам себе он кажется не таким, как все, а особенным, стремится стать индивидуальностью. Его чувства противоречивы, могут колебаться от уверенности в своей гениальности до неверия в себя. Проживая этот сложный период, подросток по-новому осознаёт себя и пытается самостоятельно принимать серьёзные решения.


– Какие модели поведения чаще всего встречаются у современных подростков?

 

– Если говорить о нарушениях в поведении современных подростков, то наиболее часто встречающиеся модели поведения: инфантильное, девиантное, в том числе асоциальное, аддиктивное поведение (например, часто встречающийся гэмблинг – игровая зависимость), а также делинквентное (кражи, воровство, вымогательство, причинение телесных повреждений и т.п.).

    



– Как уберечь ребёнка от необдуманных или опасных действий, но при этом не оттолкнуть и не настроить против себя?

 

– Самый верный способ оградить подростка от опасных занятий – это сохранение доверия. Не стоит критиковать его друзей, увлечения, нужно лишь разговаривать с ним об опасных играх, связях, которые могут испортить его жизнь в дальнейшем. Нотации тут не помогут, нужен личный пример и вера в ребёнка, в его способности.

 

– Что родителям категорически нельзя делать или говорить?

 

– Уважая право ребёнка на самоидентичность, независимость и самобытность, родители ни в коем случае не должны контролировать подростка, требовать от него отчёта за каждый шаг, принуждать и заставлять делать что-то, что ему не нравится. Речь идёт не о том, чтобы разрешить подростку не мыть за собой посуду или не посещать занятия в школе, а о том, что он имеет право самостоятельно выбрать вуз, в который хочет поступать, увлечение (даже самое необычное в глазах родителя), подросток может сам выбирать для себя одежду, в которой он чувствует себя наиболее комфортно.


 Ещё одно правило для родителей подростков, о котором они часто забывают, – ни в коем случае нельзя критиковать ребёнка, и тем более сравнивать его с кем-то. Подвергать критике можно лишь поступок ребёнка, но не его самого. Например, можно сказать: «Я расстроена, что ты не сделал домашнюю работу по физике, но я всё равно люблю тебя и верю, что ты исправишь ситуацию». И, конечно, в разговоре с подростком не стоит играть в игру «следователь – подозреваемый», не нужно общаться так, как будто он на допросе и уже в чём-то виноват.



Вернуться к списку