Какова роль социального педагога в работе с проблемными семьями
Не всегда проблемы в семье получается решить самостоятельно. Бывают ситуации, когда взрослые не признают их существование, а в итоге страдают дети. В этом случае становится необходима интервенция – на помощь приходит социальный педагог. Кому чаще всего требуется помощь этого специалиста и в чем заключается основная задача его работы, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала кандидат педагогических наук, социальный педагог Светлана Мааева.
– В чем заключается основная работа социального педагога? Какими качествами он должен обладать?
– Работа социального педагога направлена на формирование навыков общения у детей и взрослых, он помогает выстраивать родителям и детям конструктивный диалог. Это его первостепенная задача. Люди, которые выбирают эту профессию, должны обладать эмпатией, они должны уметь понимать и принимать других, какими бы они ни были и с какими бы проблемами они ни обращались. Кроме того, социальный педагог должен уметь подключать к своей работе представителей различных ведомств. Он работает в тесной связи с психологами, органами опеки, полицией и медучреждениями. Поэтому, кроме профессиональных знаний, у него ещё должны быть навыки межведомственного взаимодействия.
– Почему вы выбрали именно эту профессию?
– Я начинала работать в школе учителем начальных классов, и в моем классе были дети, которые нуждались в дополнительной помощи, они нуждались не только в приобретении знаний, но и в приобретении навыков общения со сверстниками, с родителями, в целом с окружающими людьми. И эти дети были в основном из проблемных семей, то есть дома их не могли бы научить социальной адаптации. Мне захотелось им помочь, поэтому я решила получить образование социального педагога.
– С какими группами людей вы чаще всего работаете?
– В основном с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении. С теми семьями, в которых не сформированы родительские роли, где мама и папа безответственно относятся к воспитанию детей по различным причинам: либо наркозависимость или алкогольная зависимость, либо отсутствие в прошлом примера нормальной семьи. Я считаю, что работать с одним ребенком не имеет смысла, потому что, если специалист привьёт ему те социальные навыки, в которых он нуждается, он снова попадёт в ту среду (семью), где рано или поздно всё это растеряет, так как там эти навыки отсутствуют.
– Как строится ваша работа с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации?
– Прежде всего это оценка сложившейся ситуации, поиск причин, по которым эта ситуация создалась. Когда мы понимаем, в чём причина, мы начинаем детально прорабатывать проблему. Например, ребёнок перестал посещать образовательное учреждение, что сейчас встречается достаточно часто. И мы начинаем искать, почему это произошло. Причиной мог послужить конфликт между одноклассниками или конфликт с учителями. Или у ребёнка возникли внутренние проблемы: замкнулся в себе, социально не адаптирован. И после определения причины начинаем выстраивать алгоритм работы как с самим ребёнком, так и с его ближайшим окружением. Это могут быть не только его родители, это могут быть и бабушки-дедушки, и друзья, и соседи. Для того чтобы максимально помочь ребёнку, мы подключаем все возможные ресурсы.
– С какими проблемами к вам чаще всего обращаются?
– Если родители обращаются к нам за помощью сознательно, то, как правило, это психологические проблемы. Например, вечная проблема непонимания между детьми и родителями в период переходного возраста. Также сейчас часто обращаются пары, которые находятся в разводе: один родитель хочет поддерживать общение с детьми, а второй – категорически против. Бывает, что обращаются семьи с проблемами экономического характера, однако здесь стоит выделить группу семей, которые имеют эти трудности в силу своего инфантильного отношения к жизни. То есть сами родители в этой семье не предпринимают никаких попыток бороться с проблемой, они не хотят своими силами выходить из этой ситуации. И тогда мы начинаем работать с такими семьями с точки зрения мотивации к трудоустройству. Потому что здесь основная проблема заключается не в экономических неурядицах, а в нежелании зарабатывать.
Кроме того, мы работаем с такими семьями, которые сами не приходят за помощью: у них есть проблемы, но они не желают их признавать. Помощь им занимает длительное время, так как ведётся сложная мотивационная работа. Не могу сказать, что получается достучаться до 100%. Но когда взаимодействия не получается, тогда мы прибегаем уже к разъяснительной работе, рассказывая, какие последствия могут ожидать родителей и их ребёнка, если не решить существующие проблемы. Это может быть обращение в комиссию по делам несовершеннолетних, штраф за административные правонарушения, ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. В итоге большая часть проблемных семей выходит на контакт, их пугает перспектива лишиться родительских прав.
– Есть мнение, что чаще всего проблемными становятся те семьи, которые рано вступили брак. Вы согласны с ним?
– Совершенно нет. Необязательно, что рано вступившие в брак родители будут иметь проблемы. Конечно, такое тоже может быть, но основными причинами чаще всего служит то, что в семье не сформированы родительские роли или предыдущий социальный опыт с собственными родителями был не очень удачный.
– Как вы оцениваете отношение современных подростков к семейным ценностям?
– Всё зависит от того, как это отношение выстроено в семье подростка. Если семья крепкая, и родители собственным примером показывают детям, насколько важно уважение, поддержка, доверие, насколько важно беречь домашний очаг, то так или иначе ребёнок это впитывает. А если сами родители к семейным ценностям индифферентны, то и у подростка будет такое же отношение. Здесь всё идёт из семьи. Однако, я считаю, что подросткам всё равно стоит объяснять, что брак – это очень ответственно и что в него надо вступать осознанно. Возможно, стоит проводить какие-то разъяснительные лекции в старших классах. Мне кажется, это будет совершенно не лишним – ввести в образовательных учреждениях такой курс. Причём на таких занятиях важна не только теория, но и личный пример, личный опыт. Поэтому стоит привлекать к работе с подростками семьи с их реальными историями.