Как используют медиацию при работе с подростками
Как используют медиацию при работе с подростками

Как используют медиацию при работе с подростками

18.05.2020
Как используют медиацию при работе с подростками
© pixabay.com

Медиация в её современном понимании начала развиваться в мире во второй половине XX века. Первые попытки её применения предпринимались при разрешении споров в сфере семейных отношений. Впоследствии медиация получила признание при разрешении споров самого широкого круга, начиная от семейных конфликтов и заканчивая сложными многосторонними конфликтами в коммерческой и публичной сфере.

 

В России о медиации впервые заговорили около 20 лет назад, сейчас этот процесс применяется в разных сферах отношений. О том, насколько медиация важна в работе с подростками, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказала член Общественного Совета при уполномоченном по правам ребёнка при Президенте РФ, директор Иркутского центра медиации Марианна Садовникова.  

 

– В чём заключается основная задача медиатора?

 

– Медиация – это то, что даёт нам возможность договориться мирным путём, в дружественной атмосфере решить какую-то проблему или спор, это альтернатива судебному разбирательству. В отличие от суда процедура медиации является конфиденциальной, именно поэтому вызывает большее доверие у людей: они хотят договариваться, «не вынося сор из избы». Более того, привлекает и то, что этот процесс добровольный, никто не принуждает человека к разговору и разбирательству, это его личный выбор и решение, и он в любой момент может встать и уйти. Но люди почти никогда не уходят, потому что во время медиации создаётся атмосфера понимания и доверия. Основная задача этого процесса – сохранение человеческих отношений между оппонентами.  

 

– Медиация часто применяется в работе с подростками. Насколько это сложно? Какими качествами должен обладать медиатор?

 

– На мой взгляд, с подростками работать гораздо проще, чем с кем-либо. Потому что в работе с ними главное – найти подход. Я думаю, медиатор – это человек, который должен быть, в первую очередь, оптимистом, всегда должен быть уверен, что из любой ситуации есть выход. Медиатор должен уметь работать с людьми, быть открытым для любого диалога, он должен уметь принимать каждого человека. Это, пожалуй, самое сложное и это – основа медиации. Если медиатор работает, например, с ребёнком, который совершил какой-то из ряда вон выходящий поступок, он должен уметь не осуждать его, не критиковать, не оправдывать, он должен, в первую очередь, уметь принять его таким, какой он есть. К сожалению, этого сейчас очень не хватает многим специалистам.

 

– Насколько важно обучать учителей медиации?

 

– Уметь быть медиатором должен каждый педагог, потому что, если хотя бы один учитель из коллектива допускает ошибку, страдают все, страдает весь учебный процесс. Именно сейчас особенно важно учителям освоить процесс медиации, так как впереди нас ждёт очень сложный период, начнут проявляться последствия того, что происходит с детьми сейчас. Последствия сегодняшней тревоги, сегодняшнего стресса и страха, связанных с пандемией, дадут о себе знать, по моим прогнозам, осенью. И важно учителям психологически подготовиться к работе с детьми, чтобы помочь им справиться с этими последствиями. В каждом образовательном учреждении важно создать медиативную среду, чтобы каждый сотрудник учебного заведения умел применять медиативные технологии.

 

Когда у меня проходят курсы по медиации работники учебных заведений, они всегда говорят, что им важно обучиться процессу медиации. Но я пытаюсь донести до них, что это не самое важное. В любом образовательном учреждении работа по разрешению конфликтов через службу медиации должна занимать не более 10%. 90% — это медиативный подход каждого педагога, каждого работника школы. Поэтому обучаться ему должен весь коллектив.

 

– Чем отличается медиация от психологии? У кого больше шансов вызвать доверие у подростков: у медиатора или у психолога?

 

– К сожалению, из-за того, что работа многих психологов сейчас очень штампована, они не вызывают доверия ни у детей, ни у их родителей. Часто, когда я спрашиваю у детей, что они делали со школьным психологом, чем занимались, всегда слышу один и тот же ответ – тестирование. Если я задаю вопрос учителям о том, как строится работа психолога в их школе, они опять же называют тестирование. То есть получается, что большинство сегодняшних психологов не пытаются работать именно с детьми, они выполняют работу по одному и тому же алгоритму. Поэтому уровень доверия среднестатистического подростка к школьному психологу очень низкий.

 

Если говорить про сравнение медиатора и психолога, то, конечно, мы тут видим совершенно разную работу. Во-первых, нужно сказать, что медиатор не обязательно должен быть психологом, и не любой психолог сможет быть медиатором. Потому что главный принцип медиативной работы – «не лезть в душу». Даже если медиатор, будучи профессиональным психологом, видит какие-то глубокие проблемы, он не имеет права их обсуждать, их актуализировать. Психологическая работа – это всегда глубокая работа и не всегда она гармонична для человека, этот процесс очень индивидуальный. А работа медиатора более приемлема, у неё изначально понятен результат: найти компромисс, наладить диалог без личностного разбора.

 

– Насколько развита служба медиации в России?

 

– Я считаю, что медиация в России находится ещё на стадии зарождения, она только начинает развиваться. Но тем не менее основа уже заложена, и медиация постепенно проникает во все сферы нашей жизни. Из проблемных моментов я бы назвала профессиональный стандарт медиатора. Да, он есть, но вместе с тем, если мы хотим развивать институт медиации дальше, мы должны специализироваться. Я считаю, что нужно чётко разделить сферы работы медиатора: семейный, коммерческий, детский. Понятно, что основы медиации применимы в любой сфере, однако разграничение необходимо, потому что везде есть свои нюансы.

 

Кроме того, я считаю, что в нашей стране необходима прозрачная и в то же время на государственном уровне выстроенная система аккредитации медиаторов. Необходим так называемый реестр медиаторов, чтобы можно было чётко следить за развитием каждого, следить за их проделанной работой и результатами. И, конечно, у нас в стране должен быть механизм по примеру бесплатных адвокатов, граждане должны иметь возможность бесплатно воспользоваться услугами профессиональных медиаторов.



Вернуться к списку