В борьбе за лайки. Как уберечь ребёнка от зависимости?
В борьбе за лайки. Как уберечь ребёнка от зависимости?

В борьбе за лайки. Как уберечь ребёнка от зависимости?

01.07.2021
В борьбе за лайки. Как уберечь ребёнка от зависимости?
© depositphotos.com

Посты, сторис, лайки, репосты – неотъемлемая часть жизни в социальных сетях. При этом виртуальный мир напрямую влияет на реальную жизнь и здоровье человека. В силу психологических возрастных особенностей воздействию подвержены дети. По данным исследования, проведённого в рамках проекта «Защита», вероятность попадания в группу риска детей и подростков составляет 78%.


О заболеваниях цифрового века и опасности стремления получить лайки, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказал врач-психиатр высшей категории, заведующий детским отделением Вологодского областного психоневрологического диспансера №1 города Череповца, член Общественного совета при Уполномоченном по правам ребёнка при Президенте России Юрий Афанасьев.


– Как развитие информационных технологий отражается на здоровье молодого поколения?


– В современном мире появилось слишком много цифровых болезней, которые пока не имеют официального статуса в медицине. Часто это сленговое определение проблемы. Это цифровое слабоумие и аутизм, цифровая зависимость, лайкозависимость. В этих определениях улавливается главный принцип: виртуальный мир оказывает большое влияние на психику, в том числе на формирование психики подрастающего поколения. Однако нужно крайне аккуратно относиться к терминам. Интернет – это инструмент, который воздействует на психику человека как положительно, так и негативно. Важно то, как мы пользуемся информацией.


Мы предлагаем использовать термин НХЗ – нехимические виды зависимости, это термин из науки аддиктологии, которая изучает общие принципы развития зависимого поведения. Официально в классификации МКБ-10 (международная классификация болезней), которой пользуются врачи, есть один представитель НХЗ – это зависимость от азартных игр (гемблинг). В 2021 году в новой редакции МКБ-11 как диагноз появятся ещё две зависимости – от онлайн-казино и онлайн-шутеров (сетевых онлайн-игр).


– В каком случае можно говорить о зависимости от лайков?


– Большая опасность в том, что нет официальных критериев, чтобы определить зависимость. Мы с коллегами предлагаем смотреть на три параметра, которые чётко показывают, зависим ребёнок от виртуальной действительности или нет. Прежде всего, это ориентация в окружающем пространстве и своём «я». Например, игроманы даже не могут вспомнить, какой день недели или месяц. Второй очень важный момент – выполнение социальных функций в обществе. Ребёнок выполняет функции подчиняемого, обучаемого и воспитуемого. Также при наличии зависимости формируется неадекватная система отношений и общения с окружающими. До тех пор, пока ребёнок остаётся в социуме и подчиняется минимальным требованиям семьи, мы не говорим о зависимости. Скорее всего, это увлечение, плохая привычка.  


Зависимость – это, прежде всего, количественный показатель: сколько времени человек проводит за тем или иным занятием. Если говорить о лайках, то здесь количественный показатель не на первом плане, потому что сложно понять, сколько дети проводят времени в Интернете. Тут стоит вопрос о качестве влияния: насколько мы готовы измерять свой успех именно с помощью такой оценки, как лайки и репосты. Нужно чётко понимать, что зависимость – это болезненное состояние, выпадение из социума. Во время моей работы с родителями в 90% случаев выясняется, что их дети не имеют зависимости.


– Чем опасна чрезмерная потребность в общественном признании в соцсетях?


– Затягивание в Интернет происходит чаще из-за дефицита живого общения. К сожалению, цифровые технологии в последнее время стали его подменять. И часто, чтобы отвлечь ребёнка, переключить, чтобы он не мешал, родители передают функцию общения Интернету. В среднем первый вход детей в Сеть происходит, по одним источникам, в 3-4 года, по другим – в 5-6 лет. Однако Интернет никогда не разовьёт речь, сенсорную интеграцию и пространственное воображение. Родители слишком часто и рано начинают впускать в жизнь ребёнка цифровые технологии.


Закладка социальных навыков – как ребёнок будет себя вести, как будет реагировать на требования – происходит с 2-х до 4-х лет. Многие пропускают этот период. Когда ребёнок не получает живого общения, когда он задаёт вопрос, а родители не отвечают, то он ищет ответы в Интернете. В таком случае логично, что там же он будет искать одобрение, поддержку. И этим поощрением становятся лайки. Публикуя контент, ребёнок получает лайки. После этого он начинает формировать свою самооценку на основе лайков и репостов. К взрослым это тоже относится, когда человек не уверен в себе. Ведь Интернет даёт иллюзию быстрого успеха.


Самый популярный ответ детей на вопрос «кем ты хочешь стать» – блогер. Создаётся культ успешных детей, но за каждым успешным блогером-ребёнком стоит профессиональная команда. Не бывает такого, что ребёнок создал контент, и завтра он популярен. Мерилом успеха также становится контент, который можно монетизировать в финансовом плане или психологически монетизировать в виде лайков.


И тут встаёт самый главный вопрос. За что можно получить лайки? Снимая птичек на природе или избивая кого-то в прямом эфире? Опасность в том, что лайки чаще всего получает треш-контент. У детей происходит дисбаланс. С одной стороны, они понимают, что это плохо, а с другой стороны, они уже не могут без лайков. Например, феномен селфи. Дети ради фотографий лезут на высокие здания, на поезда, к диким животным. В погоне за лайками они теряют чувство самосохранения, самоуважения и элементарной вежливости. Задача – снять что-либо как можно более удачно, страшно, опасно.


– Как сформировать в ребёнке умение не зависеть от внешней оценки?


– Необходимо живое общение. Оно всегда даёт уверенность. У ребёнка плохая оценка, он боится идти домой, но возвращается. Дома есть родители, которые дают живые эмоции. Дети и взрослые вместе переживают ситуацию, делятся опытом. Оценку здорового и уверенного в себе человека формируют родители. Чем они спокойнее, увереннее и добрее, тем увереннее ребёнок. Приведу пример из начальной школы. Мальчик съездил в деревню и описал свой отдых так, что все одноклассники захотели не в Турцию и на Бали, а на дачу к бабушке жечь костёр и печь картофель. Это пример того, как позиция родителей отражается на уверенности ребёнка. Дети – существа эмоциональные, интуитивные и ловко считывают все импульсы. Поэтому чем увереннее и спокойнее вы общаетесь, тем ребёнок быстрее научится распознавать живые эмоции.  

 



Вернуться к списку