Адаптация к школьным будням: практические советы для детей и родителей

Остались считанные дни до момента, когда учебные заведения откроют свои двери для учеников и прозвенит звонок на урок – для кого-то впервые в жизни, а для других – в очередной раз среди прочих. Однако не важно, сколько было звонков в жизни школьника: смена летних свободных и размеренных каникул на регулярные уроки и режим дня в рамках конкретного расписания – это стресс.

Согласно совместному исследованию ритейлера «Fix Price» и холдинга «Ромир», 9 % родителей испытывают стресс от подготовки к школе, еще 7 % беспокоятся о будущих оценках, поведении и адаптации ребенка.

Степень стрессогенности возвращения систематического процесса обучения в распорядок жизни школьника зависит от множества факторов, среди которых: индивидуально-психологические и возрастные особенности ребенка, своеобразие его субъективного опыта, взглядов и установок, сформированность школьного коллектива и наличие комфортной роли в этом коллективе, атмосфера в семье. В любом случае в первые недели сентября необходимо адаптироваться к учебным нагрузкам и школьному расписанию.

Для того, чтобы этот период прошел легче, Роспотребнадзор подготовил ряд рекомендаций для родителей. Так, например, специалисты ведомства советуют организовать правильный режим сна, сменив его на «школьный». Ребенка следует начать перестраивать за несколько недель до начала учебного года: будет проще, если он заранее привыкнет засыпать и просыпаться примерно в одно и то же время.

Среди других полезных рекомендаций:

– актуализация навыка самоорганизации к школе: важно своевременно и вместе с ребенком подготовить все необходимое для учебы и напомнить ему о внимательном отношении к расписанию, а также к вещам и предметам, которые он будет брать с собой в школу. При этом целесообразно позволить ребенку самому выбрать часть школьных принадлежностей – это способствует повышению его мотивации к обучению.

– проявление интереса к успехам не только в учебе, но и в межличностной коммуникации, внимания к его комфорту в конкретном образовательном учреждении: обсуждение наличия сложностей или, наоборот, положительных аспектов в начале учебы особенно значимо для ребенка. Он может не всегда рассказывать обо всем родителям, при этом будет чувствовать поддержку и участие в своей школьной жизни с их стороны;

– избегание порицания за ситуативные неудачи и невнимательность: далеко не каждому ребенку легко дается быстрая мобилизация внутренних ресурсов для полноценного вступления в учебный процесс, поэтому факт того, что ребенок что-то забыл, перепутал или некорректно выполнил поставленную перед ним задачу в ходе адаптации к школе, не должен лечь в основу его наказания или обвинения со стороны родителя;

– напоминание ребенку о самоцели его обучения: приоритетно обретение знаний, а не получение оценок, в этом должны быть убеждены и родители, и учащиеся.

Следует помнить, что своевременная поддержка родителей обеспечивает оптимизацию процесса адаптации ребенка к школе, благоприятно влияет на формирование положительного отношения к образовательной деятельности и создает предпосылки для его успешного личностного и академического развития.

Вместе с тем не только родителям, но и самим детям нужно знать, как успешнее преодолеть стресс от возвращения в школу после каникул и справляться с учебными нагрузками, а также какие механизмы совладающего поведения для этого лучше всего освоить и использовать.

В данном контексте эффективным может быть:

– постепенное добавление нового вместо его избегания: если какая-то школьная задача вызывает страх в силу своей новизны – лучше осваивать материал или новую для себя деятельность постепенно. Небольшие и последовательные шаги предопределяют выработку толерантности к неопределенности и закрепляют опыт успешного преодоления трудностей;

– обращение к различным «техникам заземления»: волнение, сильные переживания или даже паника мешают учиться, но использование «техник заземления» позволяет переключить внимание с пугающих мыслей на окружающую действительность, обрести контроль над ситуацией, снизить физиологическое напряжение и, как следствие, помогает рационально сосредоточиться на том, что требуется сделать;

– открытость в чувствах: умение говорить другим людям о своих состояниях и ощущениях помогает структурировать собственные мысли, получить поддержку;

– фокусировка внимания на положительных моментах: в любом школьном дне можно найти что-то хорошее, фиксация на таких событиях способствует формированию стрессоустойчивости и сохранению оптимистичного настроя;

– подкрепление мотивации к учебе самопоощрением: радость от собственных достижений, дополненная «наградой», например в виде похода в кинотеатр или покупки чего-то давно желаемого (при умеренном и грамотном подходе к частоте и выбору таких «наград»), дает возможность укрепить уверенность в себе и собственных силах.

Каждый ребенок – яркая индивидуальность, и, возможно, родителям придется попробовать несколько различных подходов, чтобы найти тот, что будет наиболее эффективным в их случае. При этом самое важное – это постоянная родительская поддержка, основанная на желании понять своего ребенка и помочь ему.