Молодежь в Сети: тенденции и риски
В каких социальных сетях «сидят» пятиклассники, сколько часов в день молодежь тратит на переписки в чатах и с какими рисками дети сталкиваются в информационном мире, выяснили специалисты Института изучения детства, семьи и воспитания.
В исследовании «Медиапотребление современной молодежи» участвовали 7 890 старшеклассников и студентов учреждений среднего профессионального образования (далее – студенты СПО) из 62 субъектов Российской Федерации.
Результаты анкетирования молодежи показали значительные различия в количестве и качестве медиапотребления в зависимости от возраста и пола.
Какие социальные сети предпочитает молодежь?
Бесспорный лидер среди социальных медиа у молодого поколения всех возрастов – «Телеграм»: в среднем им пользуются 95 % мальчиков и 97 % девочек.
На втором месте у девочек – «ВКонтакте» (около 89 %), а у мальчиков – «Ютуб» (в среднем 84 %). Третье место у девочек занимают «Pinterest» и «ТикТок» (85 %), мальчики предпочитают «ВКонтакте» (81 %).
В свою очередь, социальная сеть «Likee», которой пользуются 56 % пятиклассниц и 25 % пятиклассников, к старшей школе полностью теряет свою актуальность.
Активности в Сети
Согласно опросу, более 3 часов в день молодежь тратит на видеоигры, просмотр видео, переписку в чатах.
Самый большой
разрыв по гендерному признаку приходится на видеоигры: в будние дни 38 %
и
в выходные –
до 45 % мальчиков проводят более 3 часов за видеоиграми.
В то же время доля девочек, которые увлекаются этой активностью, даже в выходные
дни достигает только 16 %.
Значительно ниже активность мальчиков в переписках: только 22 % против 35 % девочек. Примерно равное число молодых людей обоих полов смотрит видео в социальных сетях (20-30 %).
Формат контента
Опрос показал, что самым привлекательным для молодежной аудитории является формат аудио- и видеоматериалов, это в опросе указали 28 % девочек и 23 % мальчиков.
Меньше всего интереса у молодежи вызывают тексты, особенно так называемые лонгриды: их предпочитают всего 9 % девочек и 8 % мальчиков, хотя, как показывает практика, молодежной аудитории в соцсетях их читать приходится, и делают это порядка 30 % опрошенных.
Образовательный контент в социальных сетях становится более востребованным у старшеклассников, что связано с необходимостью сдачи экзаменов: так, если в 5-7 классах – это 15 % респондентов, в 8-9 классах их уже 23 %, а среди учащихся 10-11 классов образовательные материалы в социальных сетях изучают 40 % мальчиков и 49 % девочек.
С возрастом также растет интерес молодежной аудитории к новостям и новостным обзорам, это касается как девочек, так и мальчиков: к 10–11 классам их часто просматривают около четверти респондентов обоих полов.
Риски использования социальных сетей и негативный контент
Потребление контента подростками в социальных медиа, а также постоянное общение на платформах в социальных сетях, помимо очевидных положительных аспектов, несет и определенные риски. Оградить от них может, например, сервис родительского контроля, тем не менее важен и самоконтроль. Даже самые современные технологии не могут полностью блокировать деструктивный и негативный контент.
В рамках исследования участникам опроса задавали вопросы о наличии родительского контроля, частоте «столкновений» с вредоносным контентом и их реакциях на подобные ситуации в социальных сетях. Анализ ответов учащихся школ и студентов СПО показывает, что у большинства из них нет внешних ограничений на использование смартфонов: 92 % студентов СПО и 86 % школьников утверждают, что у них нет приложений родительского контроля. Лишь 7 % школьников и 4 % студентов учебных заведений среднего специального образования отмечают, что у них есть внешние ограничения на время пользования смартфоном.
Анализ ответов респондентов демонстрирует, что родительский надзор за использованием смартфонов детьми в школе постепенно ослабевает. Наиболее выраженные перемены наблюдаются в период обучения в средней школе, примерно в 5-7 классах. Однако возможно, что ослабление родительского контроля начинается еще в начальной школе, так как уже среди учеников 5 классов большая часть (76 %) сообщает об отсутствии какого-либо внешнего контроля за использованием смартфона.
Так, в недавнем исследовании онлайн-платформа «Авито» и Альянс по защите детей в Интернете выяснили, что думают родители о безопасности в Сети и какие меры они принимают для защиты детей от деструктивного и негативного контента.
Согласно опросу, большинство россиян (81 %) считает, что обучать детей правилам безопасности в Сети должны главным образом родители, затем – педагоги. При этом опрошенные полагают, что IT-компании, чьими продуктами пользуются дети, также должны играть активную роль в обеспечении безопасности в Интернете для своих несовершеннолетних потребителей.
По мнению опрошенных родителей, важно, чтобы IT-бизнес осознавал свою ответственность и развивал образовательные проекты, направленные на формирование цифровой грамотности у детей.
Большинство родителей (66 %) активно обсуждают с детьми потенциальные риски, характерные для онлайн-общения, и способы их предотвращения. Половина респондентов (50 %) наблюдает за действиями своих детей в Сети, 49 % используют инструменты родительского контроля, а 36 % ограничивают время, проводимое в Интернете. Также 14 % родителей записывают своих детей на профильные обучающие программы, направленные на безопасное использование цифровых платформ и онлайн-сервисов.
Среди форматов обучения наиболее эффективными опрошенные родители считают лекции и беседы – 57 %, видеоролики и мультфильмы – 51 %, интерактивные онлайн-игры – 33 %, а также тренинги и мастер-классы – 27 %.
Говоря о негативном и деструктивном контенте, который встречается чаще всего в социальных сетях, молодежь отмечает использование нецензурных выражений (50 %), оскорбительных высказываний (41 %), обсуждение трагических новостей (более 30 %). Реже всего обучающиеся сталкиваются с негативным контентом, относящимся к таким категориям, как «мошенничество» и «эротический контент» (18-24 %).
В исследовании Института изучения детства, семьи и воспитания отмечается, что доля школьников, которые сталкиваются в социальных сетях с негативными материалами, к старшей школе возрастает.
Особо молодые люди подчеркивают, что значимым риском использования социальных сетей является кибербуллинг. В среднем с этим явлением сталкиваются каждый четвертый (24 %) среди школьников и каждый пятый (19 %) среди студентов СПО.
Характерно, что наличие кибербуллинга отмечают, как правило, учащиеся основной школы, а в старших классах доля респондентов, фиксирующих подобное поведение, незначительно, но снижается.
Сегодня социальные сети для молодежи – важнейшая часть их реальной жизни: они открывают большие возможности для безграничного во всех смыслах общения, обучения и самовыражения. Вместе с тем они несут в себе и значительные риски.
Высокий уровень цифровой грамотности молодого поколения во многом может стать залогом безопасного и эффективного медиапотребления: молодые люди должны критически оценивать информацию, распознавать признаки манипуляции, применять механизмы защиты персональных данных и уметь противостоять негативу в Сети.
Базовой составляющей комфортного медиапотребления является также и культура уважительного онлайн-общения, которая формируется в первую очередь родителями и педагогами.
«Результаты исследования («Авито» и Альянса по защите детей в Интернете) подтверждают важную тенденцию: родители осознают свою ключевую роль в формировании цифровой грамотности у детей. Это очень позитивный сигнал, ведь именно в семье закладываются основы ответственного и безопасного поведения в Интернете. Вместе с тем важно, чтобы в этот процесс активно вовлекались и другие участники цифровой среды – школы, IT-компании, платформы», – подчеркивает директор по доверию и безопасности «Авито» Наталья Юматова.
Важно осознавать, что только совместными усилиями родительского, педагогического и ИТ-сообществ возможно создать для молодежи комфортную онлайн-среду с максимальными возможностями и минимальным
[1] Диаграммы из исследования Института изучения детства, семьи и воспитания.