Опрос ВЦИОМ: виртуальное общение vs «живые» встречи
Как показывает опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения[1], для современной молодежи виртуальный мир становится не просто «дополнением» к их реальной жизни, но и более естественной средой. Цифры говорят сами за себя: онлайн молодые люди общаются в два раза чаще, чем в обычной жизни (61 % vs 33 %). Виртуальное взаимодействие у молодежи вытесняет реальные встречи, особенно это касается молодежи в возрасте 18-24 лет (69 % vs 24 %).
Действительно, сегодня онлайн-общение – это самая простая и удобная форма повседневной коммуникации, возможность быть включенным во все процессы и постоянно общаться без физического присутствия. Онлайн-среда для современной молодежи – полноценное пространство для жизни, где формируются социальные связи, картина мира, взгляды на жизнь.
Главное:
- Молодежь в два раза больше общается с близкими и друзьями онлайн, чем при личной встрече (61 % и 33 %).
- Чаще всего молодые люди смотрят в Сети контент на тему юмора (56 %), образования и науки (49 %), международные и федеральные новости (43-44 %).
- 58 % ставят лайк понравившемуся контенту.
- Половина (53 %) с разной периодичностью публикует контент для широкой аудитории.
Жизнь «в Сети»
Согласно опросу ВЦИОМ, молодежь находится «онлайн» примерно 9 часов в день – это среднее значение суммы по всем аккаунтам в социальных сетях и мессенджерах. Больше всего времени молодые люди проводят в «Телеграме», около 3-4 часов в сутки, а треть опрошенных – более 5 часов в день. При этом популярными также остаются запрещенная платформа «Вотсап» и социальная сеть «ВКонтакте».
Интересно отметить, что в зарубежных социальных сетях и платформах российская молодежь проводит значительно меньше времени, менее часа, а у многих молодых людей в запрещенных «Фейсбуке» и «Инстаграме» нет активных аккаунтов (89 % и 48 %).
Информационные интересы
Интернет молодые люди больше не рассматривают только в качестве источника развлечения, теперь – это самый простой способ ориентироваться в мире.
Среди молодежи, особенно парней и возрастной категории 30-35 лет, высок спрос на образовательный, научный и новостной контент, а также технологии, политика и киберспорт. Девушек интересуют темы здоровья, семьи, культуры и кулинарии.
Востребованными форматами остаются и длинные тексты, и видео – для тех, кто активно интересуется серьезным новостными и аналитическими публикациями, а также короткие ролики – для тех, кто потребляет легкий и развлекательный контент. Опрошенные также отмечают, что визуальная привлекательность важна, но уступает содержанию.
Поведение в сети
В онлайн-среде у молодежи уже сформировалась культура потребления контента и культура взаимодействия. Сегодня для молодых людей информация – это не просто знание и данность, а повод к самовыражению, высказыванию, формированию собственного мнения и пониманию социальных процессов.
Молодежная аудитория активно реагирует на онлайн-контент: если информация вызывает интерес, ею делятся и сохраняют, а не просто потребляют. Так, 85 % опрошенных ставят реакцию, делают репосты, сохраняют себе или пересылают близким понравившиеся публикации. Данные показывают, что молодые люди чаще реагируют на полезный и эмоционально заряженный контент, который совпадает с их взглядами. Половина молодых людей подчеркивает, что реагируют на контент, вызывающий позитивные эмоции; в то же время каждый седьмой – на контент, вызывающий сильные отрицательные эмоции.
40 % респондентов сохраняют информацию «на потом»: часто среди таких «сохраненных» посты на тему культуры, кулинарии и семьи.
Комментарийную активность по-прежнему чаще вызывают посты, связанные с политикой, новостями, образованием, а также шоу-бизнесом, красотой и модой, киберспортом.
Таким образом, сегодня у молодежи прослеживается общая тенденция, направленная на персонализированное потребление и коммуникацию в ближнем круге, в то время как публичные формы выражения остаются менее значимыми.
[1] В опросе приняли участие 518 россиян в возрасте от 18 до 35 лет.