Риски суицидального поведения школьников в различные периоды учебного года
Риски суицидального поведения школьников в различные периоды учебного года

Риски суицидального поведения школьников в различные периоды учебного года

25.09.2023
Риски суицидального поведения школьников в различные периоды учебного года
@freepik.com

Риски суицидального поведения школьников в различные периоды учебного года

В настоящее время одной из актуальных проблем, встающих перед специалистами в области душевного здоровья, является проблема суи­цидального поведения, особенно в подростковой среде. Сочетание внешних нарастающих проблем и внутренней нестабильности, неспособность справиться со стрессовыми сложными ситуациями приводит к социальной и психологической дезадаптации несовершеннолетних, что может способствовать аутоагрессивному подростков и, в конце концов, совершению самоубийства. Об основных аспектах и факторах риска суицидального поведения нам рассказала методолог Департамента общественных связей и методического сопровождения профилактической деятельности АНО «ЦИСМ» Тычинина Мария.


- Какие факторы оказывают наибольшее влияние на развитие суицидального поведения у подростков?


Суицидальное поведение является биопсихосоциальным феноменом. При этом самоубийство – это психологическая проблема и следствие социальной дезадаптации, а не душевное расстройство: согласно исследованиям, более 80% людей, совершающих суицидальные попытки, физически и психически здоровы.


●     К биологическим предпосылкам суицидального поведения относят конституциональные факторы (тип реактивного поведения в стрессовых ситуациях и способность сопротивляться стрессу, особенности метаболизма и центральной нервной системы); некоторые психические расстройства; эмоциональные нарушения, депрессию; аддикции и последствия приема лекарственных средств.


●     Психологическими факторами являются приобретенная восприимчивость (накопление на протяжении жизни психотравмирующих событий); мотивационные особенности (месть близким, избавление близких от «обузы», самонаказание, непреодолимое чувство вины, невыносимое чувство душевной боли и желание избавиться от неё, страх и избегание наказания, поиск помощи, стремление решить проблему), дисфункциональные когнитивные схемы и убеждения, способствующие возникновению чувства безнадежности, позитивному отношению к смерти, искажению защитных реакций личности (избегающий копинг), возникновению внутриличностных конфликтов.


●     В качестве социальных факторов выступают нарушение системы межличностного общения и наличие конфликтов во взаимоотношениях со значимыми людьми; отвержение группой сверстников, травля (в том числе в социальных сетях) и социальная изоляция; неразделенная любовь при фиксации на межличностной сфере; резкое изменение социального окружения или уклада жизни; объективно тяжелая жизненная ситуация; наличие дисфункциональной семейной системы и неадаптивных особенностей воспитания, депрессии и аддикции в анамнезе родителей; наличие случая суицида или его попытки в семье или ближайшем окружении, влияние ролевых моделей (в том числе из информационной среды) и эффекта Вертера; дисфункциональные нарушения ролевого поведения, чувство «инаковости».


К сожалению, с началом учебного года в СМИ вновь появились трагические сообщения о подростковых суицидах, вызванных нежеланием начинать учебу, контактировать с одноклассниками и учителями.


- Существует ли зависимость суицидальной активности от определенного времени года?


Исследования сезонности суицидального поведения в мире показывают противоречивую статистику в зависимости от географического положения, длины светового дня, средней сезонной температуры, влияющих на биоритмы человека и гормональную систему. В России увеличение суицидальной активности фиксируется в теплое время года с апреля по октябрь, а пик наблюдается в июле: в это время повышается уровень агрессивности и самоповреждающие тенденции. Вопреки расхожему мнению о связи осенней депрессии с суицидальным поведением, в ноябре, а также декабре, январе и феврале наблюдается снижение статистики самоубийств.


Однако некоторые даты могут иметь символическое значение для суицидальных попыток - связанные с концом какого-либо жизненного периода (периоды около 1 сентября, Нового Года, дня рождения, последнего звонка, выпускного), со значимыми событиями или людьми. Поэтому следует уделять особое внимание подросткам в обозначенные периоды, прислушиваться к ним, проявлять заботу и поддержку. Люди с суицидальным риском склонны прямо или косвенно сообщать окружающим о важных для себя датах и своих намерениях.


- Как влияет на подростков период начала учебы после каникул?


Смена привычного жизненного уклада несет стресс, который возрастает на фоне изменений от «лучших» условий к «худшим». Поэтому период выхода с каникул, особенно продолжительных, в учебную среду является уязвимым. При истощенных компенсаторных возможностях могут актуализироваться неадаптивные реактивные стратегии. Кроме того, вынужденно меняется режим сна, что усиливает дезадаптацию на уровне организма. Нивелировать данный фактор стресса помогает снижение академической нагрузки на детей в первые учебные недели для плавного вхождения в ритм.


- Что такое академический стресс?


Мониторинг новостных источников за последний год позволил выявить, что довольно часто подростковые суицидальные попытки и завершенные суициды связаны со страхом перед экзаменами, контрольными работами, пересдачами, началом нового учебного года. Родителям и учителям важно создать благоприятный психологический настрой подросткам перед контрольными и итоговыми проверочными работами, ОГЭ и ЕГЭ, в период ожидания результатов экзаменов и поступления в вуз/колледж: снизить воспринимаемую важность данных событий, поставить приоритет здоровья и благополучия выше академической успеваемости, подчеркнуть, что любую неудачу можно исправить (и неоднократно).


- Могут ли конфликтные ситуации, возникающие в школе, подтолкнуть подростка к мыслям о совершении суицида?


Для людей в возрасте до 18 лет неприятие группой сверстников, устойчивые межличностные конфликты, неразделенная любовь могут стать критическими факторами. Подростков характеризует стремление к познанию мира и себя, к самоутверждению в группе, к достижению суверенитета от взрослых. Фрустрация этих потребностей провоцирует различные стрессовые и депрессивные состояния, которые могут привести к кризису, повышают риск суицида.


Структуру общения ребенка и риск социальной изоляции можно выявить на уроках, классных часах, совместных внеклассных мероприятиях, в проектной деятельности – всех видах активности, когда дети самоорганизуются в группы или диады. Родителям рекомендуется внимательно наблюдать за настроением ребенка по возвращении из школы.


Учитель — это «властная фигура», противостоять которой самостоятельно ребенок не в силах, особенно в условиях психологического давления. Поэтому учителям следует не злоупотреблять своими полномочиями, стремиться создавать благоприятный климат в классе; подавать корректную обратную связь (не обесценивать личность при неудачах, а указывать на то, как можно улучшить результат деятельности). Кроме того, в периоды адаптации к учебе рекомендуется снизить нагрузку на детей и смягчить требования.


Если возникают конфликтные взаимодействия с учителем, родителям важно оказывать поддержку ребенку, не оставлять его в таких ситуациях одного, попытаться выяснить причины и способствовать разрешению противоречий.


- А если у ребенка возникают проблемы с успеваемостью?


Негативная реакция родителей на неуспеваемость ребенка не повышает его мотивацию к учебе, а увеличивает тревожность. Лишение гаджетов и компьютера за «плохие оценки» - жесткий способ воспитания, который расценивается ребенком как наказание, несоразмерное оплошности. Вместо этого рекомендуется формировать у ребенка умение правильно ставить цели (учеба - не самоцель, а лишь одна из профессиональных ступеней в жизни), интерес к учебе, а не страх неудач.


Учитель, со своей стороны, чтобы минимизировать негативную реакцию родителей на «двойки» / «тройки», может давать первичную обратную связь не в форме оценок, а в форме комментариев, предоставляя ребенку попытку исправить неудавшееся задание: таким образом нивелируется ощущение «неизбежного краха» в случае ситуативной неудачи. И родителям, и учителям важно быть на стороне ребенка, а не против него, когда он сталкивается с академическими или жизненными трудностями.


- Как родители и школа могут предотвратить риски суицидального поведения у подростков?


Подростки с адекватной семейной, дружеской и наставнической поддержкой менее подвержены риску суицидальных попыток. Образовательные учреждения являются наиболее важным инструментом распространения знаний о здоровье и принятия превентивных мер. Школа является местом, где подростки проводят большую часть своего времени, привычным для подростка контекстом для обсуждения серьезных вопросов, оптимальным местом для реализации мер по раннему выявлению риска суицида среди молодых людей, основным учреждением в области развития личности и здорового образа жизни. Лучшим способом предупреждения подростковых самоубийств является системная работа учителей, школьных психологов, школьного медицинского персонала, социальных работников и служб в сотрудничестве с родительским сообществом.



Вернуться к списку