Медиация в действии. Лучшие практики досудебного разрешения конфликтов

Медиация в действии. Лучшие практики досудебного разрешения конфликтов

11.07.2019
Медиация в действии. Лучшие практики досудебного разрешения конфликтов
© www.oprf.ru

В Общественной палате РФ обсудили практику досудебного урегулирования конфликтов на примере медиации, а также меры противодействия межнациональной и межрелигиозной ненависти и негативным явлениям в обществе.

 

Организаторами круглого стола выступили комиссия ОПРФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений и Центр изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды (ЦИСМ).

 

По словам руководителя Центра изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды Дениса Заварзина, часто конфликтные ситуации в школе бывают связаны с проявлениями буллинга – травли, которая происходит как в онлайн-режиме, так и в реальной жизни.

 

«Нужны превентивные меры, которые позволят нивелировать конфликт на начальном уровне или свести к минимуму взаимные претензии сторон. В этой связи роль медиации в образовательном процессе представляется очень важной», – сказал Заварзин во время круглого стола.

 

Руководитель ЦИСМ отметил, что положительные практики, которые сформировались в регионах, необходимо использовать для развития института медиации.

 

«Важно найти способ примирить не только учеников начальной школы – с этой задачей медиаторы справляются успешно, но и конструктивно работать со старшеклассниками – сложной аудиторией, которая с трудом идёт на компромиссы», – добавил Заварзин.       

 

Первый заместитель Председателя комиссии ОПРФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Максим Григорьев напомнил, что Общественная палата на постоянной основе занимается такими вопросами, как противодействие межнациональной вражде и пропаганде терроризма. Также члены ОПРФ изучали проблематику борьбы с суицидами среди молодёжи и распространения наркотиков.

 

«Тема медиации нам хорошо известна. Поэтому мы с большим энтузиазмом отозвались на предложение провести совместное мероприятие. Это мероприятие мы видим в качестве одного из шагов в сфере выработки тактики и методов профилактики деструктивного поведения», – заметил Григорьев.     


Максим Григорьев

 

Руководитель департамента Общественных связей и научно-методического сопровождения профилактической деятельности ЦИСМ Анастасия Ковалёва обратила внимание на актуальность применения медиации на разных этапах конфликта.

 

«Медиация в образовательной среде важна. На этом этапе всё начинается. Но мне бы хотелось добавить, что медиативные технологии и восстановительный подход имеют значение и дальше – и на этапе следствия, и на этапе отбытия наказания. Речь идёт о подростках, которым вовремя не помогли помириться. Медиативные технологии нужны везде. Они, естественно, будут отличаться на этапе школы, на этапе следствия, в закрытых учреждениях. Но восстановительный подход и возможность договариваться нужна везде», – сказала Ковалёва.


Анастасия Ковалёва

 

Руководитель направления «Школьные службы примирения» межрегионального общественного центра «Судебно-правовая реформа» Антон Коновалов акцентировал внимание на тонкостях работы медиатора в образовательной среде.  

 

«В гражданских делах важно договориться двум взрослым хозяйствующим субъектам. В школе другая ситуация. Для нас медиация – одна из программ. В школе есть такая группа, как родители. Появляются профилактические программы, существует школьный родительский совет по многоуровневым конфликтам. Функционируют семейный совет, применяется восстановительный подход к управлению дисциплиной в классе. При этом не всегда есть медиатор. Например, в семейном совете семья решает ситуацию самостоятельно», – подчеркнул Коновалов.

 

О внедрении медиативных практик на региональном уровне рассказала ответственный секретарь Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав аппарата губернатора Тюменской области Юлия Коткова.

 

«В нашем регионе существует единая система хранения и обработки информации – по принципу единого окна, когда вся информация поступает в комиссию по делам несовершеннолетних. Вся информация о ребёнке и семье, в том числе касающаяся медиативных технологий, доступна для учреждений системы профилактики. Это универсальный инструмент, который позволяет нам оперативно реагировать на ситуации. В особенности, когда ребята повторно вступают в конфликт с законом», – сообщила Коткова.

 

В круглом столе приняли участие представители Министерства просвещения Российской Федерации, региональных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, образовательных центров и некоммерческих организаций.

 

Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» вступил в силу с 1 января 2011 года. Он создаёт правовые основы для становления и развития медиации в России. 


Вернуться к списку