Киберспорт здорового человека
Киберспорт здорового человека

Киберспорт здорового человека

12.04.2023
Киберспорт здорового человека
© siriusuniversity.ru

Какие картинки всплывают в нашей голове при упоминании понятия «киберспорт»? Чаще всего это лохматый подросток лет 14-17-ти, голодный (ведь когда там поесть, если левел еще не пройден?), с красными от бессонницы глазами, дни напролет проводящий в кресле за компьютером и откровенно махнувший рукой на свое интеллектуальное развитие.


Но так ли это на самом деле? Как компьютерные игры влияют на мозг человека? Можно ли опытным научным путем доказать пользу киберспорта для организма? На эти и другие вопросы ответил сотрудникам ЦИСМ руководитель ресурсного центра «Междисциплинарные исследования спорта» университета «Сириус» Денис Гусев.


— Расскажите, пожалуйста, поподробнее о Вашем центре?


— Ресурсный центр «Междисциплинарные исследования спорта» был создан в Научном центре генетики и наук о жизни университета «Сириус» в 2021 году. Ресурсный центр обеспечивает проведение научных исследований, используя материально-техническую базу университета. На сегодняшний день наш центр – это самая обширная, укомплектованная разными типами оборудования спортивная лаборатория в стране. Мы можем проводить измерения, исследования всевозможных качеств и свойств организма человека при занятиях как циклическими, так и игровыми видами спорта.


Год назад в рамках конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы» группой выпускников образовательного центра «Сириус» была предложена идея добавить к уже имеющимся лабораторию киберспорта. И вот в конце 2022 года лаборатория по изучению компьютерного спорта начала свою деятельность. Большую методологическую поддержку нам оказала Федерация компьютерного спорта России.


В октябре 2022 года прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Спорт будущего», где тематика была расширена не только на киберспорт, но и на междисциплинарные виды, такие как фиджитал-спорт, соревнования по которому пройдут в 2024 году в рамках мультиспортивного турнира «Игры будущего» в 2024 году в Казани.


А в декабре 2022 года на федеральной территории «Сириус» была организована конференция «Киберспорт 2030: перспективы и направления развития», где мы постарались заглянуть в 2030 год с точки зрения перспектив развития компьютерного спорта.


— Какие исследования в области влияния компьютерных игр на мозг человека проводились вашей лабораторией?


— В первую очередь, мы стараемся разобраться, какие качества человеческого мозга, а также способности характеризуют людей, которые приходят в компьютерный спорт. Компьютерный спорт выступает своеобразным фильтром, с помощью которого можно найти людей с выдающимися способностями работы центральной нервной системы. Речь идет, прежде всего, о психофизиологических качествах, таких как: феноменально быстрая скорость реакции, необычайно большой объем внимания, высокая степень устойчивости внимания. Киберспорт – один из тех видов деятельности, с помощью которой можно работать над решением актуальной сегодня проблемы – синдромом дефицита внимания.


Осенью прошлого года нами было проведено первое пилотное исследование во время профильной смены детского лагеря «FirstCyber» в г. Анапа, пос. Сукко, полностью посвященной киберспорту. На примере двух самых популярных игр – Dota 2 и CS:GO – и выборки школьников от 14 до 18 лет мы провели замеры по нескольким параметрам: от компонентного состава тела участников смены до изучения активности мозговой деятельности через ЭЭГ, подвижности в процессе игровой деятельности. Мы также планируем проведение исследования с использованием «айтрекинга» – изменений направления взора испытуемого в момент выполнения игровых действий. В дальнейшем планируется проведение исследований и по другим компьютерным дисциплинам, которые входят в перечень Федерации компьютерного спорта России.


— Какие навыки и качества киберспортсменов могут пригодиться в обычной жизни и при освоении различных профессий?


— Такие характеристики работы нервной системы, как устойчивость внимания, высокая скорость реакции и принятия решений, являются преимуществом в операторской деятельности, при управлении сложными, быстро движущимися объектами в постоянно меняющейся обстановке. Это, например, операторы дронов, диспетчеры беспилотных транспортных средств, дежурные операторы на сложных промышленных объектах. Также, мне кажется, крайне важно, что в компьютерном спорте игроки развивают еще и организационно-управленческие навыки: командное взаимодействие, способность договариваться, умение принимать решения в сложной ситуации. Это те навыки, которые чрезвычайно востребованы, например, в стартапах, коммерческих проектах в сфере ИТ с большой командой исполнителей. Занятия киберспортом могут стать ступенькой к овладению будущей профессией в этой области.


— По вашему мнению, можно ли использовать киберспорт в образовании?


— Что касается сферы образования, я считаю, что компьютерный спорт чрезвычайно полезен для развития командного взаимодействия и является одним из самых эффективных инструментов для формирования так называемых soft skills (гибких компетенций – авт.), которые в наше время не менее важны, чем профессиональные навыки в выбранной профессии. Каждый человек с момента рождения осваивает важнейшие жизненные навыки через игру, поэтому компьютерный спорт является одним из актуальных инструментов развития полезных навыков в современном мире.



Вернуться к списку