ИИ в школе: революция или угроза образованию?
46 % россиян против использования искусственного интеллекта школьниками, при этом 16 % полностью одобряют его применение. Такие данные приводит Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в своем недавнем исследовании, участие в котором приняли 1 600 человек. Мнения родителей и экспертного сообщества разделились. Почему к искусственному интеллекту в образовании так настороженно относятся и есть ли у этой технологии будущее в российских школах – в нашем материале.
Сухие цифры
Почти каждый второй опрошенный (46 %) считает, что он не разрешил бы использовать ИИ своему ребенку для учебы в школе.
Среди поколения зумеров (рождены начиная с 2001 года) и младших миллениалов (1992–2000) лишь 31 и 38 % соответственно выступают против применения ИИ в школе, а вот у старшего поколения застоя (1948–1967) этот показатель достигает 53 % – поколенческий разрыв в отношении к технологиям искусственного интеллекта очевиден.
Интересно, что только 16 % опрошенных полностью одобряют использование ИИ по всем предметам, а 30 % готовы допустить его применение по отдельным дисциплинам.
Каждый десятый россиянин (10 %) признался, что его ребенок использует нейросети в процессе обучения.
Мнение экспертного сообщества: «Тень, знай свое место»
Раскладывая проблему на несколько составляющих – использование ИИ обучающимися и применение ИИ как «учителя», – признанный эксперт в области нейронауки и психолингвистики, академик Российской академии образования, профессор Татьяна Черниговская считает, что человечество еще не готово к тому, чтобы жить в мире, где соседствуют естественный и искусственный интеллекты. Она подчеркивает, что человек, который доверяет сложные когнитивные задачи искусственному интеллекту, теряет собственные креативные способности, отмечая при этом безусловную полезность ИИ для решения рутинных задач. По словам Черниговской, при обучении важна эмпатия и обратная связь, и, с этой точки зрения, искусственный интеллект никогда не сможет заменить человека.
Это мнение разделяет и директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова, полагая, что ИИ может стать фастфудом, который искалечит естественный интеллект и приучит детей ничего не делать.
Ведущий научный сотрудник ФИЦ ИУ РАН и Института проблем искусственного интеллекта Константин Яковлев говорит о том, что в руках человека, который хорошо ориентируется в изучаемой теме и интересуется ею, а также имеет базовое представление о том, что такое «технологии искусственного интеллекта» и как они работают, ИИ-инструмент станет отличным подспорьем для создания новых идей и их оформления. При этом необходимо развивать критическое мышление у школьников, а родителям и преподавателям следует информировать детей об ограничениях применения технологий искусственного интеллекта и их ответственном использовании: в обучении важен сбалансированный подход.
ИИ и качество знаний
Один из вопросов ВЦИОМ касался также влияния ИИ-технологий на качество знаний школьников. Почти половина (46 %) опрошенных отмечает негативное влияние ИИ: скорее или значительно ухудшает качество полученных знаний. С другой стороны, 24 % россиян убеждены, что ИИ дает новые возможности для освоения материала и улучшает качество обучения.
Интересно, что среди зумеров подобные опасения выразили 32 % респондентов, тогда как у более старших респондентов они достигают 51 %.
При этом прослеживается та же тенденция зависимости от возраста респондентов: чем моложе человек, тем больше он склоняется в сторону пользы ИИ для качества образования (43 % зумеров против 20 % представителей поколения «застоя»).
Возможности и риски
Говоря о созидательном потенциале ИИ для школьников, респонденты чаще всего упоминали о необходимости помощи детям с ограниченными возможностями (34 %) и более высокой доступности образования для жителей удаленных регионов (29 %). Значимым также, по мнению опрошенных (26 %), является и развитие цифровых навыков у школьников. Многие россияне видят основную пользу искусственного интеллекта в решении социально значимых вопросов: такие технологии могут помочь сгладить неравенство в доступности и получении качественного образования.
Однако помимо возможностей, которые предоставляет ИИ, респонденты озвучивали и риски, связанные с его активным внедрением в систему образования. Так, в топ-5 возможных негативных тенденций вошли: снижение умственной нагрузки, деградация (36 %); отсутствие «живого» общения (31 %); снижение мотивации к обучению, лень (27 %); риск плагиата и списывания (26 %), а также ухудшение критического мышления (25 %).
Поскольку отношение к ИИ напрямую зависит от возраста, хотя сейчас около половины россиян не готовы разрешать своим детям обращаться к ИИ в школе, при смене поколений может наметиться более позитивная динамика в отношении к этим технологиям.
Ключ к успешному внедрению ИИ-технологий в образование – это баланс. Главное – научить детей ответственно использовать искусственный интеллект как грамотного помощника, а не как замену собственному мышлению. При правильном подходе ИИ может стать мощным инструментом для повышения качества образования, но для этого нужны совместные усилия педагогов, родителей и технологических компаний.
Важным социальным эффектом внедрения искусственного интеллекта должно стать повышение уровня доступности образования, а также инклюзивности образовательной среды, а не повсеместное использование ИИ для решения ежедневных задач школьниками.