Выбор профессии. Как подростки определяют своё будущее?
Выбор профессии. Как подростки определяют своё будущее?

Выбор профессии. Как подростки определяют своё будущее?

24.05.2022
Выбор профессии. Как подростки определяют своё будущее?
© pexels.com
Каждый второй школьник при выборе будущей профессии опирается на собственные интересы и навыки. Согласно проведённому экспертами опросу, 17 % учеников также ориентируются на истории успеха известных людей, столько же учащихся прислушиваются к мнению учителей и родителей. Почему при неограниченных возможностях подросткам сложно выбрать профессию и на что необходимо обратить внимание, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказал руководитель Пермского регионального отделения молодёжной общественной организации «Российские Студенческие Отряды» Алексей Блюмин.

– Как и когда современные подростки и молодёжь выбирают будущую профессию?

– Только меньшая часть представителей молодёжи осознано подходит к выбору будущей профессии. У подростков, как правило, нет возможности на практике освоить интересующее их направление деятельности и понять, чего они хотят. Дети совершают профессиональный выбор непосредственно перед поступлением в учреждение высшего или профессионального образования. Вместе с тем всё чаще в процессе обучения молодые люди разочаровываются в изначально выбранной профессии и меняют профиль. Это подтверждает, что подросткам необходимо помогать понять профессию на этапе самоопределения в школьном возрасте, не позже.

– Почему молодым людям при наличии большого количества возможностей сложно сделать выбор? 

– Не все профессии в современном мире доступны молодёжи из разных регионов, а некоторые специальности считаются в обществе непрестижными. Кроме того, из-за несоответствия реальности ожиданиям в ряде сфер профессиональной деятельности подростки не видят возможности дальнейшего трудоустройства и карьерного роста. Также молодым людям сложно определиться из-за желания перепробовать все предоставленные им возможности. Чтобы не было трудностей при принятии решения, необходимо выстраивать правильную систему профориентации: наглядно показывать и рассказывать школьникам, что ждёт их при выборе конкретной профессии. И, наконец, одним из существенно сужающих выбор факторов является современный стандарт среднего общего образования, ранняя профильность обучения. Если подросток не смог определить верный для себя профиль обучения в 10-11 классах, то в дальнейшем ему будет затруднительно сменить траекторию образования.

– Какие внешние факторы и как могут повлиять на выбор профессии подростком?

– Самое главное влияние должна оказывать семья, ведь именно в ней формируется базовое понимание и отношение к труду. Также в значительной степени на ребёнка воздействует школа, где закладывается основная часть понимания всех жизненных процессов. Конечно, на профессиональное самоопределение влияют окружение и распространяемая в обществе информация. Если мы больше говорим о специалистах в сфере IT, а блогеры рассказывают, что для высокого заработка им нужен только компьютер и 2 часа в день, то молодые люди вряд ли захотят быть сварщиками или врачами. На выбор профессии также влияют занятость подростка в свободное от учёбы время, участие в общественных объединениях и организациях, профильные смены в детских лагерях. Ещё одним важным фактором являются официальное трудоустройство и заинтересованность работодателя в молодом специалисте.

Исследование компании Maximum Education показало, что 21% определившихся с призванием одиннадцатиклассников выбирают творческую профессию. Почему детей привлекает такая сфера деятельности?

– Многие молодые люди хотят свободный график и много денег, а самое главное, как можно меньше ответственности и мыслительной деятельности. Современные яркие для подростков личности, артисты и блогеры демонстрируют, что ежедневные усилия ради образования и труд – не всегда обязательны, чтобы стать известным, успешным и обеспеченным. Это возможно, но в конкретных единичных случаях.

– На что нужно обратить внимание ребёнка при выборе профессии?

– Необходимо обратить внимание молодых людей на возможности развития в разных профессиях. Ведь в каждой сфере можно расти как специалист – нужно показать, как это делать. Важно продемонстрировать ребёнку потенциал профессии, сформировать понимание того, что выбранное им дело будет приносить реальную пользу и позволит достичь желаемого уровня дохода, положения в обществе.

По моему мнению, необходимо как можно больше проводить профориентационную работу по социально значимым профессиям, популяризировать человека труда. Этим в том числе занимаются «Российские Студенческие Отряды». Сейчас появилось новое направление – Трудовые отряды подростков (ТОП). В ТОПах старшеклассников знакомят с профессиями, предприятиями, образовательными организациями, учат работать в коллективе и принимать решения, дают возможность заработать деньги своим трудом. С 18 лет подростки занимаются этой деятельностью уже в студенческих отрядах. Таким образом, складывается система трудового воспитания в отдельно взятой организации, развивается система наставничества, необходимая для формирования личности современного подростка.

Что ещё можно почитать по теме:

Когда нужно начинать готовить ребёнка к выбору профессии


Вернуться к списку