Влияние СМИ и соцсетей. Почему подростки повторяют негативный сценарий?

Влияние СМИ и соцсетей. Почему подростки повторяют негативный сценарий?

02.02.2022
Влияние СМИ и соцсетей. Почему подростки повторяют негативный сценарий?
© depositphotos.com

Почти 32% родителей контролируют интересы своих детей в Интернете по поисковым запросам и истории операций. По результатам онлайн-опроса ЦИСМ, на первом месте среди наиболее эффективных мер по защите несовершеннолетних от небезопасного контента в Интернете респонденты указывают необходимость больше уделять внимания детям.

 

Доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, кандидат психологических наук Александра Долгих рассказала сотрудникам АНО «ЦИСМ», как негативная информация влияет на психику детей и как вести себя с подростком, проявляющим интерес к асоциальному контенту.

 

– Почему подростки зачастую подражают тому, что получило публичную огласку?

 

– В подростковом возрасте действовать в одиночку намного страшнее, чем поддаваться массовым действиям. Подростки часто боятся получить негативную оценку со стороны значимых лиц. Поэтому, когда у них возникает субъективное ощущение, что можно самопрезентовать себя и остаться незаметным как личность, они легко поддаются такому влиянию на массовое сознание. Получается, что они и движение поддержали, и эмоции получили, и почувствовали себя частью группы, а в то же время, нет персонализированного наказания или порицания. Это вопрос низкой готовности к ответственности за свои поступки при высокой потребности в принадлежности к какой-то социальной группе. Так подросткам легче и проще прощупывать свои собственные границы дозволенного, исследовать свои эмоции и переживания, сохраняя при этом ощущение безопасности и обеспечивая сохранность своей самооценки.

 

Особенно явно подобное поведение проявляется и поддерживается в случае получения положительного подкрепления со стороны. Чем более негативно оцениваются действия подростков в обществе, тем сильнее их мотивация противостоять. Когда молодые люди чувствуют поддержку со стороны референтной группы (сами подростки, кумиры, лидеры мнений), то чувство безнаказанности и размытой ответственности еще больше может провоцировать их участвовать в деструктивных видах деятельности в Сети. И, конечно же, Интернет может становиться средством именно для проявления девиантного, асоциального поведения, потому что в реальной жизни гораздо сложнее совершать поступки, за которые придётся отвечать, нести ответственность и наказание.

 

– Какое влияние на психику подростков оказывают сообщения о смерти или трагических происшествиях? От чего зависит реакция подростка на такие события?

 

– Именно в подростковом возрасте происходит активное развитие эмоциональной сферы. Подростки часто ищут источники переживаний, чтобы узнать, понять, что и как они ощущают, что им близко, а что неприемлемо. Так формируется ценностно-смысловая структура личности, когда ребёнок стремится уже на своем личном опыте понять и почувствовать свою позицию по отношению к обществу, к правилам, к нормам и традициям. Это очень важный период в жизни любого человека, потому что именно на этом этапе мы принимаем для себя решения о том, по каким принципам и правилам жить дальше, развивать себя и наше окружение. Пока происходит формирование личности, подростки максимально активно реагируют на любые ситуации, которые вызывают резонанс в обществе или приводят к трагедии с участием представителей их возраста, социальной группы или кумиров. Идет процесс идентификации, который позволяет им ответить на вопросы: «Что я бы чувствовал в такой ситуации?», «Что сделал бы?».

 

Если в СМИ транслируется в качестве причины случившегося близкая для подростка ситуация, то безусловно на эмоциональном уровне он может идентифицировать себя с любым героем произошедшего, как с жертвой, так и с виновником. К сожалению, часто СМИ пытаются найти объяснение или оправдание содеянному в его судьбе, чаще всего трагической, вызывающей сочувствие. И тогда подросток может спроецировать на себя историю преступника или умершего, примерить на себя его роль и начать испытывать похожие чувства: желание справедливости, мести и других форм протеста.

 

Поэтому максимально важно учитывать возрастно-психологические особенности детей, их неготовность критически оценивать информацию и потребность в эмоциональном признании общества, понимании их проблем, трудностей. Чем ярче и трагичнее преподносится история, тем больше вероятность того, что психика подростка окажется под эмоциональным влиянием. И тогда поведение может быть уже неконтролируемым. Подросток будет стремиться также быть услышанным обществом, но в качестве средства может быть выбран именно тот способ, который привёл к трагедии. Ведь ребёнок может просто не знать о других методах и средствах взаимодействия и саморазвития в обществе. Публикуя информацию о том, что подросток решил свои трудности кардинальным путем, мы таким образом сами призываем использовать опасные формы поведения для совладания с трудностями и не даем альтернативные социально одобряемые варианты решения проблем.

 

– Зависит ли сила воздействия на психику от источника информации?

 

– К сожалению, чем ярче название статьи или видеоматериала в Интернете, тем больше откликов вызывает содержание в обществе, особенно в среде молодёжи и подростков. Литература может тут проигрывать, потому что это так называемые лонгриды, которые становятся все менее популярными и усвояемыми. Кино может также содержать художественный замысел и требует более критичного анализа, осмысления. А готовый материал в СМИ или соцсетях наполнен короткими эмоциональными высказываниями, не нуждающимися в подтверждении и критической оценке со стороны подростков. Поэтому именно СМИ и социальные сети сегодня являются одним из самых популярных источников информации о мире, обществе, ценностях и нормах поведения.

 

– Как понять, что ребёнок захвачен тиражируемой в СМИ или в Интернете асоциальной идеей? Как в этой ситуации действовать взрослым?

 

– Когда подросток захвачен каким-либо контентом, он обычно стремится уделять всё свое время изучению этого вопроса, пытаться найти единомышленников, применить новые формы поведения. Также для ребёнка в этом возрасте важны внешние символы объединения в какие-либо группы и сообщества: условные знаки, смайлы, картинки, нашивки и другие опознавательные знаки. Любые изменения в поведении подростка должны насторожить родителей и социальных взрослых. Особенно, если новые увлечения не проходят через неделю, а удерживаются в течение более длительного времени. Подростков нелегко чем-то заинтересовать надолго, поэтому если появился какой-то устойчивый интерес, необходимо узнать, с чем он связан и чем подкрепляется.

 

Ребёнок может избегать откровенных разговоров. Желательно сначала понаблюдать за его поведением, а потом постараться безоценочно поговорить о его отношении к различным событиям, которые транслируются в СМИ, обсудить на равных какой-то контент, который становится популярным в Сети. Если подросток не будет чувствовать изначальное осуждение или давление со стороны взрослого, то он может быть готов высказать свое мнение. В разговоре всегда необходимо стремиться к аргументации своей позиции, не просто потому что «так делать нельзя», а с объяснением последствий, снижением ценности и значимости асоциального поступка в обществе, разбором причин содеянного и предложением альтернативных вариантов решения возникающих проблем. Чем более убедительны будут взрослые, тем меньше шансов у киберпреступников овладеть психикой ребёнка. Потому что чаще всего в СМИ и соцсетях нет ни аргументов, ни обоснованных доводов для транслируемых эмоциональных идей.

 

– Есть ли необходимость запретить публикации и сообщения с деструктивным содержанием?

 

– Запрет – это всегда повод найти новую лазейку для достижения желаемого, да ещё и с новой силой противостоять обществу, которое, по мнению подростков, может только запрещать. Мы должны думать о том, что можем предложить взамен. Это системный вопрос, требующий серьёзной глубокой межведомственной проработки по развитию интернет-пространства, которое могло бы стать инструментом для формирования ценностей, традиций и культуры у подрастающего поколения в привлекательных для них форматах.

 

Необходимо создавать и развивать позитивный социально одобряемый контент в СМИ, правила освещения информации, которая может нанести вред психическому здоровью подростков и молодёжи. Нужны просветительские программы и мероприятия по повышению информационной грамотности подростков. Интернет-пространство крайне динамично, и поэтому контроль и блокировка контента извне не всегда могут быть своевременны. Необходимо, чтобы сами подростки научились критично оценивать информационный поток и принимать решения о своем отношении к написанному или сказанному в Интернете, чтобы они сами анализировали адекватность источника информации, умели отличать достоверные данные от эмоциональных фейков.


Что ещё можно почитать по теме:


Как соцсети влияют на кругозор подростков?


Какое влияние негативный контент оказывает на психику подростков


Как социальные сети влияют на поведение подростков



Вернуться к списку