В чём особенности социализации детей в информационном обществе?
В чём особенности социализации детей в информационном обществе?

В чём особенности социализации детей в информационном обществе?

28.07.2022
В чём особенности социализации детей в информационном обществе?
© freepik.com

Современные дети большую часть свободного времени проводят в цифровом пространстве. Согласно исследованию «Лаборатории Касперского», чаще всего Интернет им необходим для игр, просмотра видео, общения с друзьями и подготовки к урокам. В высокотехнологичном обществе на смену традиционным формам социализации приходят новые способы общения, приобретения знаний и умений в онлайн-пространстве.


О цифровой социализации современных детей и подростков, о том, как помочь им обрести положительный опыт в смешанной реальности, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказал заместитель директора Института дистанционного образования Томского государственного университета Артём Фещенко.


– Каковы особенности восприятия мира у детей, растущих в век цифровых технологий?


– С одной стороны, как отец четверых детей, я вижу, что цифровое пространство снижает чувствительность к реальному миру. Оно порождает неспособность замечать неявные процессы и неяркие события, ослабляет интерес к наблюдению и созерцанию явлений природы или артефактов традиционного искусства. С другой стороны, как исследователь и разработчик цифровых технологий, я наблюдаю у поколения Z способность к омниканальному информационному обмену. Это своеобразное шестое чувство, которое позволяет своему владельцу обнаруживать новые свойства и характеристики наблюдаемого объекта, неявные закономерности развития процессов. Это очевидное преимущество подрастающего поколения перед отцами, его необходимо активно развивать и использовать.


– Может ли современный ребёнок приобрести успешный социальный опыт без использования Интернета?


– На мой взгляд, социальный опыт без элементарных навыков цифровой гигиены и этики поведения в виртуальной среде ограничивает возможности ребёнка строить гармоничные отношения в гибридном социуме. В современном обществе взаимодействие через аналоговые информационные каналы дополняется цифровыми или наоборот. Я уверен, что навыки выживания в цифровой среде постепенно будут становиться значимее навыков поддержания жизни в природе. Тренд современных технологий – защитить жизнь и здоровье человека. Однако это порождает новые риски и угрозы в виртуальной среде. Их нужно знать, уметь предотвращать, а без опыта использования Интернета – это невозможно.


– Как цифровой образ жизни влияет на формирование личности ребёнка?


– По моему мнению, сегодня ещё не выработан единый подход к воспитанию у молодёжи экологичной цифровой культуры. Поэтому нынешний образ жизни больше оказывает негативное воздействие на развитие личности ребёнка: уход от реальности, нарушение сна, интерес к практикам девиантного и делинквентного поведения, регресс навыков невербальной коммуникации и эмоционального интеллекта, ослабление когнитивных функций (память, внимание).


Образовательным учреждениям необходимо научиться конвертировать цифровой опыт в позитивный фактор развития личности, но это невозможно без участия семьи. Очевидно, что просветительские практики здорового родительства пока не дают комплексного ответа на вопрос, что делать ребёнку в цифровом пространстве, как запрограммировать этот опыт на созидательное развитие личности. На мой взгляд, необходимо больше исследований и экспериментов в этом важном направлении усовершенствования родительской культуры.


– Каким образом можно обеспечить гармоничную социализацию ребёнка в условиях стремительного развития интернет-технологий?


– Множество факторов оказывают позитивное и негативное воздействие на социализацию ребёнка, в каждом случае их набор будет индивидуален. Многое зависит от опыта и образа жизни родителей, социального окружения детей в школе, их психологических особенностей, готовности, способности родителей и педагогов разбираться в возможностях и ограничениях интернет-технологий для развития и воспитания. Можно взять на вооружение несколько простых правил:


– контролировать поведение ребёнка в Сети;


– обсуждать с детьми риски и возможности Интернета;


– быть для ребёнка примером экологичного использования технологий;


– быть носителем передового цифрового опыта и транслировать его на детей;


– при ограничении или запрете доступа в Интернет обязательно предлагать альтернативный источник информации или форму досуга.


– Уберечь детей и молодёжь от воздействия негативного интернет-контента позволит заключённое между ЦИСМ и ассоциацией «Университетский консорциум исследователей больших данных» соглашение о сотрудничестве. Как это повлияет на совместную работу Консорциума, куда входит Томской государственный университет, и ЦИСМ по решению социально значимых задач?


– Совместные проекты ЦИСМ и Консорциума позволят расширить наши представления о том, как интернет-пространство влияет на воспитание и социализацию молодёжи. Анализ больших данных, дающий возможность обнаруживать скрытые закономерности, поможет исследователям разобраться в тонкой механике воздействия технологий на развитие детей. Это как раз то, чего сейчас не хватает для создания эффективных образовательных практик формирования цифровой культуры ребёнка и родителя.



Вернуться к списку